Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива - коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников - учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.
Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Для подлинно развитого детского коллектива характерна общность целей и адекватных мотивов содержательной совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенная организация и связи.
Отношения между школьниками I-II классов обычно устанавливаются педагогами, которые организуют коллективную деятельность детей, распределяют общественные поручения. К III-IV классам у ребенка появляется потребность занять определенное место среди товарищей и соответственно происходит становление детского коллектива как условия и средства воспитания.
Воспитательные возможности детского коллектива определяются: 1) содержанием деятельности детей; 2) тем, насколько этот коллектив как целое является субъектом деятельности, и 3) системой всех отношений, которые организуются в процессе деятельности. Исключительно важно формировать ко всем членам коллектива заботливое отношение, создающее оптимальное положение для каждого ребенка.
Детский коллектив не только объект, но и субъект воспитания. Каждый ребенок - член этого коллектива, и школьнику необходимо реально участвовать в выборе целей коллективной деятельности, их практическом осуществлении, в создании общественного мнения. Воспитательное воздействие детского коллектива на личность определяется не давлением, вынуждающим ребенка подчиняться определенным жестким требованиям, а побуждению детей к всестороннему раскрытию их творческой активности, самодеятельности. Создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, развития индивидуальности каждого ребенка обеспечивает раскрытие богатства нравственной сферы личности, формирование ее морально-волевых качеств.
В младшем школьном возрасте взаимоотношения со сверстниками строятся на основе установленных правил поведения для детей этого возраста. Новая ситуация социального развития личности, обусловленная поступлением ребенка в школу, требует адаптации к ней. Взаимоотношения младших школьников в классе первоначально развиваются как функционально-ролевые отношения между учащимися. Доминирующими основаниями оценок являются ролевые, а не личностные характеристики. Условием формирования взаимооценок в группах младших школьников выступает, прежде всего, учебная деятельность, в процессе которого учащиеся демонстрируют свои возможности и получают общественную оценку со стороны учителя и своих одноклассников. Взаимооценки , в основном, зависят от того, как к тем или иным ученикам относится учитель - наиболее референтный для этого возраста взрослый.
Сплоченность коллектива - важнейшая характеристика, мера его единения, вызванного осознанием обязанности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи.
Сплоченность коллектива определяется А.А.Гусалиновой как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство.
В.А.Богданов и В.Е.Семенов рассматривают сплоченность, как существенный и характерологический признак первичного коллектива, при этом эксперементальные способы обнаружения феномена сплоченности связывают с анализом системы коммуникаций и взаимодействий в коллективе.
В.В.Шпалинский считает, что при использовании традиционных методических процедур представления о сплоченности как коммуникативном объединении людей более или менее адекватно отражает реальный феномен диффузных групп, но оказывается совершенно непродуктивным, когда они превращаются в методологическую основу исследования коллектива, объединенного в первую очередь целями, задачами и принципами совместной общественно-полезной деятельности. Авторам ставится задача поиска более информативных параметров групповой сплоченности, которые включали бы в себя не только эмоционально-психологические, но прежде всего содержательные социально-психологические характеристики.
Влияние архитектуры на мышление дошкольников
Активизация художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой возможно при следующих условиях: - поэтапном формировании у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства; - взаимосвязи восприятия искусства и продуктивного д ...
Комплекс условий реализации педагогической системы организации ученического
самоуправления в общеобразовательной школе
Условия развития ученического самоуправления Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера. Организационные условия состоят в том, чтоб ...
Виды театрализованных игр дошкольников
Театрализованные игры разделяются на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. По классификации Артемовой Л.В. к режиссерским играм в детском саду относится настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет рол ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...