Развитие личности в филогенезе и онтогенез личности с точки зрения социальной педагогики

Комплексная педагогика » Особенности социально-педагогической деятельности с личностью » Развитие личности в филогенезе и онтогенез личности с точки зрения социальной педагогики

Страница 1

Развитие– это изменения, которые происходят со временем в психике и поведении человека. Развитие затрагивает все стороны психики: познавательную, эмоциональную и волевую; необратимые перемены наблюдаются в способах поведения, общения и деятельности людей.

Развитие личности – это преобразования, охватывающие содержание личностных свойств и структуру личности в целом в результате биологических процессов и социальных взаимодействий, главным из которых является учение. В ходе учения человек, приобретая опыт, овладевая культурой, упражняет свои психические способности, восходя на более высокий уровень познавательного, эмоционального, волевого, мотивационного и личностного функционирования. Психологию интересуют процессы, благодаря которым человек меняется физически и духовно.

Исторические данные и результаты наблюдения за жизнью отдельного человека от его рождения до смерти свидетельствует о том, что развитие личности имеет два аспекта: филогенетический и онтогенетический.

Под филогенезом личности следует понимать аспект развития психики в процессе исторической эволюции человека и изменения форм общественной жизни людей, проявляющийся в возникновении личности и дифференциации личностных типов, в разные исторические времена и в различных обществах.

Смысл вопроса о филогенезе личности состоит в том, чтобы понять, как менялась личность и представление о ней на различных этапах человеческой истории и каков механизм этих изменений.

Филогенез личности имеет две стороны: личностное развитие общества и развитие человеческой индивидуальности. Для личностного развития человека нужны определенные социальные условия, которые связаны с особым – личностным – аспектом развития общества, которое является социальной средой жизни и роста индивидуальности. Нормы и ценности культуры включаются в структуру личности и начинают играть определенную роль в формировании индивидуальности.

Уже от рождения человек получает такую телесную организацию, в которой изначально запрограммирована возможность ее широкого социально деятельного развития. Это означает, что социальная жизнь не создает в каждом поколении и в каждом человеке заново человеческую природу.

По мнению К.Кавелина, решающую роль в филогенезе личности сыграли три фактора: христианство, войны вместе с близкими им формами жизни и право. Христианство открыло в человеке внутренний мир. Оно пробудило духовные силы, стремления и надежды, которые прежде были глубоко затаены. Так у народов христианского мира возникла мысль о безусловном достоинстве человека и человеческой личности и одна цель: признание достоинства человека и всестороннее его развитие.

Влияние войны на филогенез личности К.Кавелин прослеживает посредством сравнительного анализа исторических судеб германских и славянских племен. Глубокое сознание своих сил и своей личности рождают в неразвитом человеке беспрестанная война, частые столкновения с чужеземцами, одиночество между ними, опасности странствования. Он привыкает надеяться и опираться только на самого себя, быть вечно начеку, вечно настороже. Семейный быт действует противоположным образом. Здесь человек успокаивается, и нравственно дремлет. Он доверчив, слаб и беспечен, как дитя. Человек как бы расплывается: его силы, ничем не сосредоточенные, лишаются энергии и распускаются в море близких, мирных отношений.

Роль права в филогенезе личности К.Кавелин усматривал в том, что “военные дружины германских племен представляли собой добровольные союзы, заключаемые между храбрым вождем и людьми, жаждавшими завоеваний и добычи. В основание этих союзов было положено начало личности.

Таким образом, развитие личности представляет собой взаимодействие таких процессов, как биогенез (эволюция человека в системе природы), социогенез (история общества) и персоногенез (жизненный путь индивидуальности). Даже “образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории”.

Личность – это такое психическое образование, которое при всей его стабильности подвержено непрерывному развитию. Развитие является настолько важным атрибутом личности, что его считают “основной формой ее существования”. “Личность человека — это форма, пребывающая в процессе постоянного изменения. Процесс этот от рождения до смерти — творческий. Личность способна ощущать себя как нечто, не имеющее возраста и ничем не ограниченное”.

Онтогенез личности, таким образом, представляет собой личностно ориентированное развитие индивидуальной человеческой психики на протяжении всей жизни, включающее возникновение самой личности и ее последовательные трансформации в ходе физических перемен организма и множественных социальных и иных взаимодействий.

Страницы: 1 2 3


Работа с заголовками
Когда учащийся впервые берет в руки английскую газету, первое, что ему бросается в глаза, это заголовки. Заголовок - важнейший компонент газетной информации и средство воздействия. Он фиксирует внимание читателя на наиболее интересном и важном моменте статьи, часто не раскрывая полностью ее сути, ч ...

Активизация творческой деятельности учащихся на уроках математики
"Основная задача обучения математике – обеспечить прочное и созидательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образова ...

Метод подобия
Основная идея метода подобия состоит в следующем: Сначала строят фигуру, подобную искомой так, чтобы она удовлетворяла всем условиям задачи, кроме одного. Затем строят уже искомую фигуру, подобную искомой и удовлетворяющую опущенному требованию. Метод подобия находит применение обычно в случаях, ко ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru