Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности. Как же должно осуществляться эстетическое воспитание?
Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственных качеств личности.
При изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие
духовной красоты человека-творца — такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики. Вот почему при изучении поэзии А.С. Пушкина нужно привлечь особое внимание к тем строкам произведения, которые наполнены пафосом патриотизма и горячей любви к родине:
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Непревзойденное мужество, храбрость и отвагу русских людей в борьбе за независимость и честь Родины, их беспредельную преданность своему патриотическому долгу воспевал М.Ю. Лермонтов. В стихотворении «Бородино» он рисует драматическую картину подготовки русских солдат к сражению, понимание ими решающего значения предстоящей битвы для судеб Родины. Беседуя с солдатами, полковник призывает их:
Ребята! Не Москва ль за нами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой
Особенно важно показать красоту мужественных патриотических поступков русских людей, их идейно-политической стойкости и преданности своему гражданскому долгу.
Стили педагогического общения руководства
педагогический общение пригодность профессиональный На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения ...
Структура геометрического объекта
Будем рассматривать структуру геометрического объекта с позиции представителя деятельностного подхода – Розина В.М., который проводит логическую реконструкцию происхождения предмета геометрии, исходя из того, что первые предметы математики (арифметика, геометрия) возникли и формировались с разрешен ...
Компьютер как средство обучения
Персональный компьютер (ПК) - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. П ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...