Мысленный эксперимент в теории развивающего обучения Давыдова В.В

Комплексная педагогика » Мысленный эксперимент в структуре геометрического доказательства » Мысленный эксперимент в теории развивающего обучения Давыдова В.В

Страница 1

В процессе исторического развития первоначально возникает предметно-чувственный эксперимент, а затем – мысленный эксперимент.

Давыдов пишет: «Теоретическое мышление осуществляется в основном в плане мысленного эксперимента, для которого характерно выполнение человеком такого мыслительного действия, как планирование».

Давыдов считает, что планирование – составная часть любой деятельности. Автор пишет: «В каждой деятельности процессу получения её предметного результата предшествует возникновение потребности в этом предмете, внутреннего его образа или цели, которые позволяют человеку в идеальном плане предвидеть, предусмотреть и опробовать».

Автор фактически отождествляет понятия «мысленный эксперимент» и «содержательное планирование»: «…планирование иногда называется «внутренним планом действий» или мысленным экспериментированием».

Давыдов выделяет главную особенность содержательного планирования, которая заключается в поиске и построении системы возможных действий учащихся при решении задачи. Дети должны отыскать общий способ решения конкретных задач (операция анализа), анализировать выполненные действия, планировать дальнейшие ходы решения и графическую запись. Принцип «от общего к частному» при планировании и решении учебной задачи свидетельствует о принадлежности операции мысленного эксперимента к теоретическому мышлению.

Мысленный эксперимент тесно связан с другими мыслительными действиями теоретического мышления: с содержательным анализом и рефлексией. Все эти три действия (рефлексия, анализ и мысленное планирование) возникают у школьников младшего возраста на основе учебной деятельности и являются основными психологическими новообразованиями. Анализ лежит в основе выявления существенного отношения, в то же время эта операция сочетается с планированием.

Давыдов пишет: «…выполнение учебного действия, направленного на построение системы частных задач на основе общего способа их решения, предполагает содержательное планирование детьми этого действия. Например, ребёнок осуществляет такое планирование, когда, опираясь на общую буквенную формулу однозначной зависимости математических величин, находит возможные варианты частных сюжетных задач».

Содержательное планирование осуществляется с помощью оперирования знаками. Знаки (искусственные средства мышления) позволяют человеку создать модели объектов и планировать пути решения задач. Давыдов пишет: «…знаково-символические схемы позволяют детям совместно планировать свои действия и контролировать их выполнение… выполняя поочерёдно то планирование, то контроль за ним, учащиеся с помощью этих схем могли удерживать обе цели внутри сложного совместного действия. По мере его освоения происходило свёртывание планирования, и отпадала необходимость внешнего контроля за ним со стороны другого ученика: наблюдалось слияние планирования и контроля в одном индивидуальном действии – рефлексивном контроле».

Давыдов отмечает, что знаковое опосредствование возможно при понимании человеком значения знака. Значение знака может существовать только в сложной знаковой системе связей. И знак, и его значение неразрывно связаны с мыслительными действиями человека и проявляются через них. Все знаковые системы (формы языка, синтаксического строя, логические категории и т.д.) – есть формы общественного развития.

Мысленный эксперимент осуществляется в форме понятия и через понятие. Давыдов пишет: «Понятие выступает здесь как такая форма мыслительной деятельности, посредством которой воспроизводятся идеализованный предмет и система его связей, отражается в своём единстве всеобщность, сущность движения материального объекта». Следовательно, понятие мысленный эксперимент одновременно является и формой отражения материального объекта, и средством его мысленного построения, раскрытия сущности.

Страницы: 1 2


Коллективное творческое дело
КТД является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответ ...

Отбор и структурирование содержания учебного материала
При ИТО формирование знаний, навыков, умений и личностных качеств студента на требуемом уровне профессионального соответствия происходит информационным путем. При этом, информация, предъявляемая обучаемому, может отражать один и тот же объект изучения с различной степенью подробности и детализации. ...

Результаты образования Эмиля на пороге критического возраста. Эмиль в умственном и нравственном отношении
В конце третьей книги "Эмиля" Руссо представляет плоды здраво поставленного умственного образования. "У Эмиля мало знаний, но те, какие у него есть, принадлежат ему действительно: он ничего не знает вполовину". У него мало знаний, но есть ум, "всеобъемлющий по способности и ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru