Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с использованием средств народного искусства

Комплексная педагогика » Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства » Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с использованием средств народного искусства

Страница 3

2. Творческий опыт искусства — передача этого опыта формирует творческую потенцию личности и в итоге — творческий потенциал народа. Здесь заложено систематическое развитие образно-творческих способностей, вариативности, гибкости и гармоничности мышления человека.

Творчество в искусстве многосложно, многопланово. Столь же многопланово должны развиваться творческие возможности человека. Сама эта способность предполагает наличие двух элементов: способность накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создало человечество, и способность нарушить сложившийся стереотип, готовность делать шаг в неведомое. Порождаемая накопленным опытом и развитой фантазией творческая способность предполагает острое воображение, способность неясную, абстрактную идею, чувство, мысль вообразить, т. е. как бы увидеть «внутренним оком» ее уже осуществленной, реальной. Следующий шаг — реальное осуществление этой идеи — возможен только как следствие воображения в сознании, которое породила фантазия на основе опыта. Развитие этой стороны способности необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.

3. И третий элемент — язык искусства, т.е. обучение основам художественной грамоты, формирование элементарных практических навыков работы в различных видах художественной деятельности (изобразительной, декоративно-конструктивной).

Язык искусства — это фактически образный строй, через который художник выражает, а зритель воспринимает содержание произведения. Не просто его изобразительные, конструктивные или декоративные средства, а система, структура, метод использования этих средств. Нельзя ограничиваться элементарными средствами языка (линия, пятно, форма, пространство, цвет, пропорции, ритм) — нужно дать именно представления о специфике и богатстве этих языков, строить представления ребенка о средствах искусства, все время связывая их и с общим представлением о роли этих средств в образном строе искусства. Необходимо дать четкое понимание: все средства искусства есть средства выражения художественного образа. Человек изображает, строит и украшает именно ради выражения своего отношения к объекту, к жизни.

Эта задача должна формировать в личности ребенка способность воспринимать содержание произведения. Но не только. Так же производится отработка системы «мозг-глаз-рука», формируется «зрительный слух» — острый глаз, пространственное мышление, цвето- и тоноразличительные способности, чувство гармонии, пропорции, чувство материала, радость красиво сделанной работы. Все это необходимо для нравственного, эмоционального развития человека.

По традиции принято говорить о воспитании в школе грамотного слушателя или читателя, но почему-то подвергается сомнению необходимость столь же серьезной подготовки зрителя. Познать основы языков должен каждый соприкасающийся с искусствами. Найдите хотя бы одного человека, не общающегося с архитектурой (живем в ней, видим ее постоянно), с прикладными искусствами (весь быт из них состоит), да и изобразительные искусства все настойчивее проникают в жизнь каждого человека.

Триада основ художественного мышления выступает в качестве трех форм (сфер) художественной деятельности, известных детям практически задолго до школы, только никогда не осознававшихся как именно художественная деятельность. Каждый ребенок в процессе своих игр обязательно что-то строит (шалаши, замки из песка, домики из кубиков), что-то рисует, что-то изображает (не только на бумаге, но и палочкой на песке, мелом на стене или асфальте, а в объеме — из глины, пластилина, снега), украшает и себя (венком, лентами, бусами в игре), и свои игрушки, и свой уголок, и свою маму. Эти три привычных детских занятия — постройка, изображение, украшение - и являются формой проявления трех элементов (сфер) художественного мышления: конструктивного, изобразительного и декоративного. Так как эти занятия детям уже знакомы, остается только вычленить их из других форм игры и утвердить в сознании детей как занятия искусством. Эти три элемента художественной деятельности помогают нам в приобщении к искусству именно как форме жизнедеятельности. Уже сами эти термины («постройка», «изображение», «украшение») заключают в себе единство деятельности (процесса), ее цели и продукта. Бусы создаются для украшения (цель), в процессе украшения (деятельность) и являются итоговым продуктом — украшением. Таким образом, избавившись от необходимости давать ребенку с первых классов сложную искусствоведческую классификацию искусств с обилием видов и жанров, мы в то же время даем ему в руки точную модель - «куклу», с которой можно многопланово «проигрывать» все реальные связи искусства с жизнью. Не только на уроках, но во всем общении с искусствами вне школы ребенок с первого класса с помощью этой модели сможет членить искусство, а значит, осознанно общаться с ним, размышлять о нем — понимать его, соотносить со всеми «взрослыми» явлениями искусства — в доме, на улице, в кино, театре, музее. Эта триада проста и очень доступна ребенку. А что можно понять, с чем можно оперировать, то ближе и интереснее. А дальше от простого — к сложному.

Страницы: 1 2 3 4


Примеры использования различных форм работы младших школьников в процессе решения текстовых задач
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Ранее (см. пункт 1.2) были описаны признаки различных форм организации деятельности школьников на уроках математики. В пункте 2.2 бы ...

Демонстрационные и компьютерные эксперименты при изучении атомной физики
Демонстрационный эксперимент должен являться основной составляющей экспериментального курса физики, как правило, все основные физические понятия должны демонстрироваться на опыте. Хороший демонстрационный опыт, проведенный во время теоретического изложения и отражающий физическое явление, позволяет ...

Формирование словаря существительных у детей в онтогенезе
В современной психологической литературе подчёркивается, что предпосылки формирования речи определяются двумя процессами. Первый процесс это - неречевая предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающей действительностью через чувственное, конкретное восприятие мира. Второ ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru