Педагогические условия формирования орфографического навыка письма

Комплексная педагогика » Методика работы над орфографическим навыком письма » Педагогические условия формирования орфографического навыка письма

Страница 2

В это же время дети получают представление о крепкой и слабой позициях звуков. От того что крупную часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фонематической доктрины русского правописания орфографическую зоркость дозволено определить как знание фонологически (позиционно) оцени­вать весь звук слова, т.е. различать, какой звук находится в крепкой позиции, а какой - в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разнообразными буквами при том же звучании. В знании примечать звук, находящийся в слабой позиции, раньше каждого и состоит орфографическая зоркость.

Во 2-м классе дети подымаются на новую ступень познаний и знаний по орфографии. Это новейший этап в процессе образования понятых орфо­графических знаний, продолжающий и углубляющий работу, начатую в 1-м классе. Собственно тут оттачивается базовое знание - обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение буквами, т.е. предвидеть, предсказывать «ошибко-небезопасные» места-орфограммы.

Совместно с детьми мы составляем памятку, которая на долгое время становится начальством для нахождения стержневой массы орфограмм. Эта памятка именуется «Какие буквы невозможно писать на слух». Имея перед собой такую памятку, дети могут исполнять особенно действенное и единовременно особенно трудное из заданий, вырабатывающих орфографическую зоркость, а именно: письмо с пропусками орфограмм, либо, как его еще называют, письмо с «дырками». Овладение этим знанием означает освобождение ученика от ужаса допустить ошибку при выполнении разных письменных работ, в первую очередь при свободном изложе­нии собственных мыслей. Школьникам дается позволение пропускать букву, если он не знает, назначить, к какой группе относится слово, а потом предпочесть необходимое правило.

1. Если слово называет предмет, нужно:

— переменить проверяемое слово:

ед. ч. - мн. ч. (доска — доски) кто? что? (ед. ч., мн. ч.) (в волнах — волны) много кого? чего? (кружка — кружек');

— выбрать к нему однокоренное слово (бегун - бег).

2. Если слово именует действие, можно употребить вытекающие способы контроля:

— переменить проверяемое слово по вопросам:

что (с)делает? (плясал — пляшет)

что (с)делал?

что (с)делаю?

что (с)делали?

что (с)делать? (бежать — сбегать)',

— выбрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что? (насорил - сор).

3. Если слово называет признак, нужно:

— переменить слово по вопросам:

каков? (узкий — узок);

— выбрать однокоренное слово (крепкий - крепенький).

Выучив все методы испытания, школьники просто ориентируются в установлении проверочных слов. Специальный интерес отводим значению слова. От смысла слова - к верной букве. Если формировать у детей повадку задумываться над всем словом, над его смыслом, то это увеличивает их грамотность. К примеру:

храбрец - от слова храбрый,

кофейник — от слова кофе,

писатель — от слова пишет

(а пт_нец — от слова птенчик или птица?).

Даю задания с ловушками:

п_ляны - пыль,

т_щить (сумки) - тощий,

сл_зает с дерева — слезы,

обл_зать ложку - лез.

Дети говорят свои точки зрения, разъясняют, аргументируют. Верно установили смысл слова -0 ошибки не будет. Тема звучит так: «Выбор букв для тяжелых сочетаний звуков». Вот эти трудные сочетания:

[сн] [зн] [ств] [рц] [сн'] [зн'] [нц] (чудесный, звёздный, здравствуй. грустный, солнце, сердце). Довожу до разума детей, что непроизносимый звук может быть только в тех словах, где есть небезопасные сочетания. Чтобы узнать, нужно писать букву либо нет, нужно воспользоваться одним из методов проверки корней и выбрать проверочное слово. Если в проверочном слове возник непроизносимый согласный звук - нужно писать букву, если не возник - значит, и буквы в этом слове быть не должно.

К примеру: чудесный

1) обозначает признак предмета,

2) каков? (чудесен).

Планомерно провожу на занятиях словарную работу. Написание словарных слов ученики заучивают назубок. Орфограмму в малой позиции подчеркивают. Для оптимального запоминания словарных слов адресуемся к толковому словарю.

Когда изучены основные угрозы письма и все правила проверки орфограмм, то невозможно оставлять «окошки» в корнях слов. Это считается оплошностью.

Безусловно, при такой организации ра­боты на выполнение упражнений уходит много времени. Но по мере автоматизации навыка определять орфограммы алгорифм выполнения понемножку совершенствуется. Нужно осознать, что толк русского языка как учебного предмета совсем не в том, чтобы зазубрить правила. Оказывается, тут «есть над чем думать», «есть что понимать». А орфография - это суровая наука, а не беспричинный подбор тоскливых правил. Чем яснее становятся обоснованности русской орфографии, тем выше собственная орфографическая зоркость.

Страницы: 1 2 3


Формы работы младших школьников на уроках математики
Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем [29]. Учебный процесс ...

Комплекс мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования в Чувашской Республике
Анализ ситуации. Современное положение дел в управлении образованием характеризуется, прежде всего, тем, что наметился переход от управления на основе предписаний к управлению на основе оценки и анализа процессов, происходящих в системе образования. При значительном количестве и кардинальной значим ...

Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Прежде чем отметить вехи становления отечественной системы нравственного воспитания, необходимо определиться с терминологией и понятиями, характерными для него. Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. Воспитание – навыки поведения, ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru