Понятие «эвристика» и «эвристический метод»

Страница 3

При глубоком изучении методики оказывается, что «магия» чисел здесь абсолютно не причем. Содержание, насильно втиснутое в прокрустово ложе размером «7х7» достаточно старо. Это и построение морфологических таблиц, и использование метода фокальных объектов (гирлянды ассоциаций), и организация творческих дискуссий и изобретательских игр, проведение «диких» экспериментов и т.д.

6. Морфологический анализ

Сущность метода морфологического анализа заключается в соединении в единую систему методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех выбранных вариантов какой-либо функции данной инновации. Любая инновация связана со стремлением уменьшить объем вложения капитала и снизить степень риска, которая всегда сопутствует нововведению. А эти две характеристики инновации находятся в прямой зависимости от числа требуемых изменений.

Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состоящей из шести последовательных этапов. В их числе:

· формулировки проблемы;

· постановки задачи;

· составления списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;

· составления перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике (перечень называется морфологической картой или таблицей (если характеристик продукта – 2) или «морфологическим ящиком (гиперящиком)», если характеристик – 3 и более).

В простейшем случае при методе морфологического анализа составляется двумерная морфологическая карта: выбираются две важнейшие характеристики продукта, составляют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы.

Специфика метода «мозговой атаки»

Brainstorming (брейнсторминг, «мозговой штурм», «мозговая атака») – способ решения задач посредством процедуры группового креативного мышления, при котором сначала за короткий промежуток времени придумывается много вариантов решения поставленной задачи (как логичных, так и абсурдных) без каких-либо ограничений, и лишь затем из большого числа идей отбираются наиболее удачные – всего лишь 10–15%, которые могут быть использованы на практике. Метод разработан и описан американским психологом Алексом Ф. Осборном, который обратил внимание на то, что одни люди хорошо «генерируют» новые идеи, но плохо справляются с их анализом, и наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их «генерации». При обычных обсуждениях эти две категории людей, оказавшись вместе, как правило, мешают друг другу. В связи с этим Осборн предложил разделить этапы генерирования идей и их анализа. Одна группа, получив задачу, должна только выдвигать идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа – только анализировать выдвинутые идеи. Свой метод групповой интеллектуальной работы Осборн назвал «брейнсторминг» или «мозговой штурм» («мозговая атака»).

Итак, основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики.

Алгоритм вкратце таков:

1) отбор участников

2) сообщение проблемы, которую предстоит решить.

3) собственно штурм. Задача: получить как можно больше идей.

Тут вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любую высказанную мысль нужно поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс.

Ведущий (модератор) руководит процедурой, подбадривает, эмоционально заводит участников.

4) этап анализа. N-ное количество идей получено. Что дальше?

Теперь предстоит выбрать самые «многообещающие», перспективные идеи, и развить их.

Но не все так просто. Именно благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой штурм и был в свое время очень популярен. Но существует обратная сторона медали: в литературе отсутствует полноценное методическое описание мозгового штурма, позволяющее обычному человеку использовать его для решения творческих задач. Помимо призывов «мыслить оригинально» и «отказаться от стереотипов» в литературных источниках не дается рекомендаций касательно того, как избавиться от этих самых стереотипов, вбитых в подсознание еще в далеком детстве.

Страницы: 1 2 3 4 5


Цели и задачи экологического образования дошкольников
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, ...

Мониторинг в образовании
Это постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг является одним из важнейших средств, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность ...

Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры. А. В. Запорожец утверждал, что «дет ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru