Место компьютерного обучения в общей системе учебного процесса

Страница 1

программированный метод обучение учитель

При характеризации любого управляемого процесса формулируется цель управления. Здесь она выступает в виде цели обучения. Глобальная цель обучения определяется в квалификационных характеристиках и образовательных стандартах в виде требований к уровням знаний по циклам дисциплин. Глобальная цель на этапе составления программ дисциплин трансформируется в цели обучения каждому предмету и теме, а также выражается в требуемом уровне знаний. Входом управляемого процесса является содержание и модели требуемых знаний предмета (предметов), а выходом (продуктом обучения) уровни знания, формируемые в сознании обучаемого. Содержание и модели требуемых знаний предмета формирует преподаватель. Управляющим звеном, осуществляющим управление процессом обучения, является преподаватель (коллектив преподавателей). Управлением служат учебные задания, само управление производится по принципу обратной связи: учебные задания вырабатываются преподавателем на основе сравнения модели требуемых знаний и модели текущих знаний обучаемого. Последняя формируется в сознании преподавателя на основе контроля результатов выполнения обучаемым учебных заданий путем сравнения их с правильными результатами. Последние должны быть получены преподавателем по его же выработанному заданию.

Таким образом, контроль есть способ оценки не только достигнутых знаний, но и способ организации обратных связей в процессе обучения, что является необходимым условием достижения цели обучения. Обратные связи адаптируют процесс обучения к уровню освоения учебного материала, возвращая, когда это необходимо, обучаемого на предшествующие этапы обучения.

Процесс обучения, как управляемый по принципу обратной связи процесс, состоящий из операций, носит дуальный характер: в процессе обучения формируется не только его выход - знания обучаемого, но и реализация самого процесса обучения, которая в конечном итоге определяется предъявляемыми требованиями к знаниям обучаемого, их начальным состоянием и способностями обучаемого.

Алгоритмы управления обучением интерпретируются как алгоритмы выработки учебных заданий. Они должны определяться объективными законами познания и используемыми технологиями, методологиями, методами, методиками, приемами обучения.

Проведенный выше анализ процесса обучения позволяет указать возможные функции компьютерных технологий. Выполнение вычислительных операций в рамках изучаемого предмета может производиться с помощью следующих программных средств: прикладных и пакетов прикладных программ; диалоговых программ; расчетно-логических систем; проблемно-ориентированных калькуляторов.

Эти средства целесообразно привлекать для проведения вычислительных операций или этапов вычислительных операций, содержание которых не изучается в данный момент, которые являются рутинными с точки зрения текущей цели обучения. Применение этих средств делает доступным решение сложных задач в процессе обучения. Ввод постановок задач, исходных данных и выдача результатов в этих программных средствах должны осуществляться на ограниченном естественном языке или проблемно-ориентированном языке.

Поиск учебной информации обучаемым при выполнении заданий может осуществляться с помощью информационно-поисковых систем, в частности, учебного профиля. Получение рекомендаций и разъяснений при выполнении заданий может производиться экспертными системами учебного назначения. Тестирование знаний и квалификации обучаемого и управление процессом обучения может осуществляться диалоговыми обучающими программами; компьютерными курсами или электронными учебниками, а более точно, их инвариантной частью - лингвистическими роботами.

Эти средства, беря на себя роль учителя по управлению процессом обучения на его различных этапах, должны содержать модели требуемых, текущих знаний обучаемого, т.е. моделировать знания и функции преподавателя. Моделирование знаний, алгоритмов выработки учебных заданий, операций преподавателя по выполнению заданий – это проблемы искусственного интеллекта. Они становятся более актуальными, когда в обучающей системе отказываются от набора жестких заданий и переходят к параметрическому и тем более семантическому многообразию заданий. Заметим, что лингвистический робот с предметным наполнением, превратившись в компьютерный курс, выполняет роль информационно-поисковой, экспертной, расчетно-логической и тестирующей систем.

Страницы: 1 2


Повышение уровня сформированности умений младших школьников решать задачи
На формирующем этапе исследования дети работали с задачами, которые приведены в учебнике Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких «Математика» 3 класс, 2 часть, уроки №№ 60 – 72. Рассмотрим, как реализовывался данный этап на примерах конкретных задач. Урок 60, задача №8 в) Цель: закреплять умение пр ...

Конфликты и компромиссы в детско-юношеской среде
Для изучения и описания конфликтных ситуаций в детско-юношеской среде, необходимо определить: психологическую совместимость общающихся и выделить интерактивный аспект общения; стратегии взаимодействия подростка. Интерактивный аспект общения включает в себя, согласно Е.В. Андриенко, многообразие про ...

Математические способности и их структура
Так в чем же заключаются математические способности? Или они есть ни что иное, как качественная специализация общих психических процессов и свойств личности, то есть общие интеллектуальные способности, развитые применительно к математической деятельности? Является ли математическая способность унит ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru