Особенности догматического, объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного, развивающего и модульного обучения

Комплексная педагогика » Характеристика разновидностей обучения » Особенности догматического, объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного, развивающего и модульного обучения

Страница 2

При обосновании программированного обучения может быть использован кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система, управляемая на основе прямой (посылка команд) и обратной связи между управляющим центром (учитель) и управляемым объектом (ученик). Различаются внутренняя и внешняя обратная связь, где внутренняя - получение информации самим учеником (правильно ли он ответил), а внешняя - получение информации учителем о ходе научения учащихся.

При программированном обучении прямая и обратная связь осуществляются с использованием специальных средств, т.е. программированных пособий разного вида и обучающих машин. К пособиям относятся программированные учебники, программированные сборники упражнений и задач, контрольные задания тестового типа, программированные дополнения к обычному учебнику. К техническим средствам программированного обучения относятся обучающие машины для подачи учебной информации, машины-репетиторы, машины-контролеры.

Положительная сторона программированного обучения в том, что оно позволяет установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, т.е. получать информацию о результатах усвоения знаний; оно развивает самостоятельность, открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме. В то же время оно не вскрывает самого хода научения, не стимулирует творчество, имеет ограничения применения, в том числе из-за сложностей материального обеспечения.

Развивающее обучение, направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей.

Учебный процесс включает в себя три составляющие: обучение, развитие, воспитание. Сочетание двух первых компонентов и представляет собой содержание развивающего обучения. Основная цель этого вида учебного процесса – формирование умений, навыков, развитие способностей. В данном случае получение знаний, т. е. определенного объема информации, отходит на второй план, как и воспитание личностных качеств.

Концепция развивающего обучения получила широкое признание. Ее сторонники (В. Давыдов, Д. Эльконин, Л. Занков и другие) делают упор не на общепринятые критерии учебных успехов, а на развитие (саморазвитие) ученика. В методике Эльконина — Давыдова сочетаются содержательный анализ и содержательное абстрагирование, поднимающиеся на уровень теоретического освоения материала. Вместо традиционного линейного структурирования учебного материала движение происходит «по спирали от центра к периферии», где в центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии оно конкретизируется, обогащается частными (наглядными) представлениями.

Модульное обучение - одна из молодых альтернативных технологий и в последнее время получает широкомасштабное использование. Свое название модульное обучение получило от термина "модуль", одно из значений которого - "функциональный узел". Под модульной технологией обучения следует понимать реализацию процесса обучения путем разделения его на системы "функциональных узлов" - профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемым более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения.

Страницы: 1 2 


Закономерности и принципы педагогического процесса
Среди общих закономерностей педагогического процесса (объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса) выделяют такие: Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины ...

Содержание и задачи нравственного воспитания педагогически запущенных подростков
Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis — мораль. «Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность — это личностная характерис ...

Характеристика умственно отсталых детей
Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции) составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы р ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru