Организация и методика выполнения проектов в начальной школе

Страница 3

Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются и признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские.

Проектирование по самой своей природе связано с поисковой деятельностью, с решением возникшей проблемы - следовательно, проект в учебном процессе можно рассматривать как частный случай проблемного обучения.

«Ядром» проектной деятельности является именно стадия мысленного решения поставленной задачи, а всего в целостном процессе выполнения учебного проекта можно условно выделить три этапа: исследовательский (выбор темы, сбор сведений, выбор проектов), исполнительский (реализация проектов) и итоговый (презентации). Организация каждого из этих этапов проектной деятельности школьников должна соответствовать его дидактической сущности.

Особое внимание следует обратить на исследовательский этап, на котором происходит формирование проектного замысла. Он имеет собственную структуру, которую можно схематично представить в виде следующих взаимосвязанных звеньев:

1 . Общее

мысленное

представление

о предмете

2. Детализация замысла, подбор вариантов; выполнение расчетов

схем, эскизов

3. Выбор

окончательного (оптимального варианта)

Рис.2 Схема «формирования проектного замысла»

Известно, что ни один изобретатель не работает «за пустым столом», то есть не изобретает вещь полностью с нуля. Как правило, любой творческий процесс основан на знании аналогичных работ, которые уже были выполнены раньше другими исследователями, конструкторами, художниками, дизайнерами. Анализ предшествующего опыта позволяет в процессе проектирования отобрать наиболее рациональные идеи, сообразуясь с поставленными условиями. Это очень важная часть работы, которая помогает лучше осознать проблему и избежать непродуктивных затрат времени.

Учащиеся в процессе проектирования конкретных объектов также должны иметь возможность сначала проанализировать уже существующие аналоги подобных изделий. Это совсем не означает, что они настраиваются на копирование. Ведь все образцы исследуются, изучаются с учетом новых проектных требований. Используя эту базу, школьникам легче придумывать, выдвигать собственные идеи. С этой целью учителем на уроках задействуются соответствующие наглядные образцы. Благодаря образцам-аналогам ученики при выполнении задания имеют возможность опираться на творческие идеи других авторов.

Важно, чтобы при работе над проектом ученику были созданы условия, помогающие решить поставленную задачу, но не направляющие ее решение по сугубо репродуктивному пути. В качестве такой помощи к каким-то заданиям целесообразными будут не только образцы-аналоги, но и другие «подсказки», содержание которых будет лишь «подталкивать» воображение в нужное русло. В каких-то случаях можно предложить и такую помощь, которая может более конкретно направить изобретательскую мысль учеников. Такой путь оправдан тогда, когда проектное задание является сугубо частным, чисто учебным. Однако, разумеется, и здесь помощь не должна сводиться к прямым и очевидным подсказкам (а тем более инструкциям). О том, как именно следует выполнить задание ученики должны догадаться сами.

Исполнительский этап в учебных проектах является продолжением и неотъемлемой частью собственно проектной деятельности. На этом этапе выдвинутые умозрительные идеи проверяются практическим путем. Одна из особенностей мышления младших школьников состоит в том, что первоначальный замысел (т. е. проектная гипотеза) может быть не вполне отчетливым и даже недостаточно устойчивым. В связи с этим на исполнительском этапе работы у учеников может возникнуть потребность в уточнении или дополнении проектной идеи. Для этого им может понадобиться повторное ознакомление с наглядными материалами, образцами, которые были представлены на предыдущей стадии работы. Такая возможность им должна быть предоставлена. Желательно иметь дополнительные наглядные материалы, к которым ученики могут при желании обратиться самостоятельно. Активная умственная деятельность предполагает целенаправленную работу с источниками.

Страницы: 1 2 3 4 5


Организационные формы обучения
На занятиях по иностранному языку должна быть создана благоприятная атмосфера для формирования у дошкольника готовности и способности к общению с помощью нового для него языка, а также способности к групповому (коллективному) взаимодействию. Занятие должно рассматриваться не как урок (в традиционно ...

Основные формы и методы эстетического воспитания
В воспитании детей и юношества эстетика повседневной жизни играет важную роль. Окружение человека, обстановка, убранство помещений, одежда – повседневного и ежечасно влияют на эстетический вкус. Поэтому воспитание у детей общей культуры: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость и деликатность, ...

Народное искусство в системе эстетического познания мира
Народным называют искусство широких трудящихся масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художестве ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru