Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем

Комплексная педагогика » Современные концепции воспитания » Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем

Страница 2

Педагогические извращения идеи коллективного воспитания приводили к тому, что коллектив служил средством подавления личности, а личность рассматривалась как производное коллектива. Коллектив постепенно перестал служить средством развития личности.

Государство берет на себя все функции воспитания, и семья теряет свои воспитывающие функции. Предаются забвению национальные традиции, народные обычаи, праздники. Педагог в условиях административно-командной системы был лишен возможности выбора своей педагогической позиции, самостоятельности.

Роль классного руководителя потеряла свой смысл, так как он стал просто выполнять свои функции и понимал, что стандартизированная воспитательная работа носит формальный характер, а как работать в новых условиях, он не знает. Новации последних лет (появление гимназий, лицеев, частных школ и т. п.) не внесли радикальных изменений в массовую школу. Она продолжает оставаться учреждением, отторгающим от себя детей и не способным в силу этого выполнить свои воспитательные функции.

Все это подтверждает необходимость обновления системы воспитания на основе гуманистической концепции воспитания. История педагогической мысли, опыт образования в нашей стране и за рубежом показывают целесообразность гуманной системы воспитания. Именно такая система способна воспитать свободного человека.

Развитие личности человека — непрерывный и сложный процесс, в котором действуют как стихийные, так и целенаправленные факторы. Главные из них — социализация, воспитание, саморазвитие. Постоянно работает биологический механизм саморазвития с его составляющими в виде задатков человека, на основе которых формируются потребности, интересы, склонности и способности. Сегодня перед учебным заведением ставятся новые задачи — осуществить целенаправленное воспитание, которое представляет собой управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности. Управление процессом развития ребенка предполагает создание благоприятных условий для развития личности, оптимального взаимодействия биологической и социальной составляющих человека, обеспечение единства социализации, воспитания и самовоспитания. Важно нейтрализовать отрицательные взаимодействия среды и усилить факторы, стимулирующие самореализацию личности. В центре воспитания должен быть поставлен ребенок, его интересы, желания, возможности, резервы, индивидуальные особенности. Поворот к личности ребенка — как основное направление обновления школы — предусматривает создание фундамента самоуважения и общественного авторитета личности. Выпускник развивающей школы должен быть развит сам, готов к жизни в развивающемся обществе и уметь развивать общество.

В современных школах начались реальные процессы гуманизации, вызванные новым подходом к образованию — личностно-ориентированным, индивидуально-ориентированным. Признание уникальности человека, индивида, ребенка приводит к перестройке всей жизнедеятельности школы.

Общая цель, связанная с развитием личности, ее сознания и самосознания, требует ее конкретизации с учетом тех трудностей, которые переживает молодое поколение в условиях всеобщего кризиса: философско-мировоззренческая подготовка молодежи, которая поможет ей определить смысл жизни, ценностного отношения к ней, потребности проектировать свое будущее и реализовать его;

Страницы: 1 2 3


Самовоспитание учащихся и факторы, влияющие на него
Успешное решение любых педагогических задач связано со стремлением самого человека достичь в этой области намеченных целей. Ученик не только объект, но и субъект воспитания, проявляющий активное участие в учебно-познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности. В задачи педагогов вх ...

Разработка контролирующих программ
В тестовые задания необходимо включить вопросы, позволяющие проконтролировать знание г/п, природно-ресурсного потенциала, политической карты, с/х, промышленности, внешнеэкономические связи. Это первая группа вопросов, в качестве примера приведем некоторые из них. • В каких климатических поясах нахо ...

Закономерности и принципы педагогического процесса
Среди общих закономерностей педагогического процесса (объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса) выделяют такие: Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru