Рекомендации по совершенствованию воспитательной системы МКОУ «Погорельская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области»

Комплексная педагогика » Воспитательная система сельской школы » Рекомендации по совершенствованию воспитательной системы МКОУ «Погорельская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области»

Страница 2

Наиболее щадящее и перспективное направление

И все же в рамках реструктуризации сети сельских школ наиболее щадящим и перспективным направлением, на наш взгляд, является создание учебно-воспитательного комплекса начальных общеобразовательных школ. А главное - изменить подход к управлению начальной школой. В этом отношении уже существует некоторый опыт, сложилась определенная структура. В большинстве сельских районов Челябинской области, в том числе и в нашем, Сосновском, районное управление образования решает организационно-педагогические вопросы через поселковые администрации и формирование общественного мнения. Где-то (например, в Уйском районе) главную роль играет районный методический кабинет, где-то введены ставки методистов по начальным школам или штатная единица их куратора, работающего на правах заместителя директора по учебно-воспитательной работе. В нашем районе в течение ряда лет директорам опорных учебных заведений осуществлялась доплата за работу с малокомплектной школой.

Однако при любой структуре главным координатором деятельности малокомплектных школ остается районное управление образования. Именно оно должно организовать дело таким образом, чтобы опорная основная школа не эпизодически работала с малокомплектной, а считала ее своим структурным подразделением. Проведенное нами изучение состояния управления начальными школами позволило выделить наиболее характерные недостатки в его содержании и организации.

Во-первых, при устойчивом снижении финансирования постоянно происходит нерациональное распределение средств. Приоритетность отдается проблемам крупных школ, а малые забываются. Поэтому ветшает и изнашивается их материально-техническая база, средства на ее обновление отсутствуют.

Во-вторых, опорные школы, школьные и межшкольные методические объединения не имеют возможности оказывать своим коллегам из малокомплектных школ квалифицированную методическую помощь, так как преподавание там имеет свою, незнакомую другим специфику, связанную с особым способом организации учебных занятий, когда обучение одновременно ведется в нескольких классах.

В-третьих, недооценка обществом и властными структурами роли сельской начальной школы для сохранения сел и деревень и низкая социальная защищенность учителей и работников приводят к их инертности.

В-четвертых, отсутствие глубокого и систематического изучения состояния образовательного процесса в начальных школах со стороны опорных учебных заведений и районного управления образования. Отсюда и их неудовлетворительное информационное обеспечение.

На основании анализа всех этих проблем четыре года назад на базе Казанцевской малокомплектной начальной школы было образовано и зарегистрировано новое муниципальное образовательное учреждение - Сосновский учебно-воспитательный комплекс начальных общеобразовательных школ. В его состав на правах филиалов входят все семнадцать малокомплектных начальных школ района. В его штат введена должность заместителя директора, отвечающего за работу филиалов. Что это дало нам в плане повышения эффективности управления? Прежде всего, появилась возможность лучше решать экономические вопросы, активнее внедрять новые формы и методы обучения и воспитания. Более систематичным и действенным стал контроль за деятельностью школ, стало возможным создание технологий мониторинга, осуществление контрольно-диагностических функций, а все это, в свою очередь, позволило нам, управленцам, лучше влиять на качество образования.

Все это, разумеется, лишь первые шаги. Проблем накопилось слишком много, и надеяться на скорую и успешную реструктуризацию сельских школ не приходится. Но вектор поисков, как нам думается, выбран верно, так что важно не останавливаться на достигнутом и двигаться дальше.

Таким образом, важнейшей задачей воспитания в сельской школе является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы и самостоятельности, толерантности и успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Выпускник сельской школы должен быть конкурентоспособным.

При этом школа должна оказывать целенаправленное влияние на формирование ценностно-мотивационной сферы личности воспитанников через урок, внеурочную деятельность, дополнительное образование, путем организации взаимодействия детей с социальным окружением. При таком подходе на педагогический коллектив ложится дополнительная работа, т.к. разработка и освоение новых программ требуют повышения квалификации, затрат времени и сил. Но это осложняется тем, что в сельской местности нет возможности пользоваться услугами научных библиотек, приходится ездить в областной центр.

Страницы: 1 2 3


Детские дома семейного типа
Детский дом семейного типа является принципиально новой формой воспитания осиротевших детей. Его можно в некоторой степени отнести к приемной семье, в которой ребенок может находиться только определенное время. В детском доме семейного типа все устроено таким образом, что роль родителей выполняют с ...

Принципы построения элективных курсов
Элективные курсы лежит в основе реализации профильного образования в большинстве российских школ. Это, прежде всего, связанно с тем, что школа может не придерживаться ни одного профильного направления, а, организовав различные элективные курсы, таким образом предоставлять школьникам возможность осу ...

Формирование произносительных умений и навыков
Логопедическая работа по устранению дислалии строится на основе выработки новых артикуляционных навыков путем использования компенсаторных возможностей организма (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений). Занятия по исправлению дефектов произношения проводят в опреде ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru