Родители из шести семей (40%) затрудняются назвать свои семейные традиции и ограничиваются лишь застольем к тому или иному празднику, на остальное у них нет ни средств, ни времени.
Таким образом, мы делаем вывод о том, что не всем семьям удается сохранить домашние традиции, пронести их через время, испытания и невзгоды. Однако, люди воспитанные на семейных обычаях, стараются возродить их при любой возможности. Конечно, ничто не вечно, даже традиции, они появляются, живут, иногда умирают, но то, что будут вспоминать дети и даже то, какие семейные традиции будут у них, – зависит от родителей.
Результаты беседы представлены в рисунке 5
Рис.5.
Для выявления нравственных ценностей в семье мы разработали анкету из 10 вопросов (Приложение 2).
Цель: выявить какие традиции существуют в семье и как они влияют на нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Методика проведения:
Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить каким семейным традициям отдают предпочтение родители. Обработка результатов анкетирования показала, что:
из 15 семей только три (20%) предпочитают в свободное от работы время посещать культурно-досуговые места, активный отдых на природе, устраивают семейные праздники;
восемь семей (53%) ведут активный образ жизни лишь во время отпуска;
четыре семьи (27%) предпочитают проводить свободное время дома, чаще всего это просмотр кинофильмов по телевизору, компьютерные игры и т.п.
Результаты анкетирования представлены в рисунке 6
Рис.6.
Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест – опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Цель: выявить родительское отношение к детям.
Методика проведения:
Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.
Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.
На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
К отрицательному уровню родительских мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и авторитарная гиперсоциализация. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям: оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдается в 3 семьях (20%), к нейтральному уровню можно отнести 7 семей (47%), родительские отношения которые носят отрицательный характер, проявляются в 5 семьях (33%).
По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к развитию тревожности у детей.
Результаты исследования представлены в рисунке 7
Рис.7.
Таким образом, результаты исследования показали, что в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на всех сторонах воспитания, в том числе и нравственном. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые необходимо учитывать в воспитательном процессе, следует считать такие:
- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
- отсутствие нормального психологического климата в семье;
- безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, причинение детям тяжелых нравственных страданий).
Обзор направлений и опыта использования компьютерных развивающих игр
учителями начальных классов
В условиях стремительного развития научно-технического прогресса, быстрого увеличения информационной базы во всех сферах человеческого познания школа решает задачу о том, как научить молодое поколение жить в быстро изменяющемся информационном мире. Психолого-педагогическая концепция перехода к обуч ...
Диагностика деловой
игры как формы методической работы
В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение. П ...
Коррекционная программа
Опыт в работе с девиантными подростками в системе образования, обобщение опыта, привели к попытке создания целостной коррекционной программы. Предлагаемая программа ориентирована на наиболее сложных детей и подростков, относящихся по своим социальным и психологическим характеристикам к группе риска ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...