Принципы обучения детей с нарушением интеллекта

Комплексная педагогика » Проблемы обучения детей с нарушением интеллекта » Принципы обучения детей с нарушением интеллекта

Страница 2

Принцип наглядности обучения. Сущность этого принципа состоит в том, что учащиеся получают представления, понятия на основе непосредственного восприятия изучаемых объектов или их изображений в том или другом виде. Наглядность обучения является одним из наиболее значимых принципов во вспомогательной школе. Умственно отсталый школьник имеет конкретно-образное мышление. Он так же, как нормальный ребёнок младшего возраста, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» (К. Д. Ушинский). Однако, в отличие от нормально развивающегося ребёнка, ученики вспомогательной школы, особенно младших классов, имеют очень ограниченный круг представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственная практика, которая лежит в основе обучения и с которой начинается путь к абстрактно-логическому мышлению, у них до школы была ограничена. Наглядность в обучении помогает развить наблюдательность детей, обогатить их яркими образами, которые потом становятся элементами мысли.

Для вспомогательной школы неотъемлемая задача «организовать первую ступень познания действительности ребенком - его чувственную практику». Отсюда вытекает необходимость учить ребёнка наблюдать, видеть в изучаемом объекте главное, основное, обогащать его жизненный опыт и круг представлений. Большое значение для решения этой задачи имеют организация экскурсий, предметных уроков, наблюдений ребёнка в классе, наблюдений природы жизни и труда окружающих людей. Однако учителю вспомогательной школы следует внимательно отобрать объекты изучения, продумать, что должны узнать о них дети, направить наблюдения и подвести детей к определенным четким выводам. «Надо -при этом иметь в виду, что умственно отсталые дети, особенно в младшем возрасте, самостоятельно не способны расчленить сложное восприятие, выделить из него какую-то часть для специального рассмотрения. Так, рассматривая чучело птицы, ребёнок не выделяет в нем частей (головы, крыльев, цвета, особенностей клюва и т. д.). От экскурсии в природу у детей могут остаться смутные впечатления, если учитель не выделит специальные объекты наблюдений».

Принцип прочности в обучении. «Принцип прочности требует, чтобы у учащихся были закреплены и долго сохранялись осознанные, систематизированные знания, умения и навыки». Такое усвоение учебного материала приводит к тому, что учащиеся могут его воспроизвести и использовать в своей последующей учебной и трудовой деятельности.

Принцип прочности основан на процессах памяти: запоминании, сохранении и воспроизведении. Все они протекают своеобразно у умственно отсталых детей. У учащихся вспомогательной школы по сравнению нормально развивающимися детьми качественно изменены представления. Прочность усвоения зависит так - же от умения устанавливать смысловые связи в изучаемом материале, включать вновь полученное впечатление в систему ранее образованных связей и отношений. «При этом, если новое впечатление попадает в систему связей однородных, близких по своей сущности, то обеспечено более прочное сохранение в памяти, оборот, всякие случайные, несущественные связи, не включающиеся в систему уже имеющихся знаний и навыков, легко забываются совсем или вспоминаются с трудом»12. От правильно организованных связей зависит не только сохранение, но и воспроизведение материала. Вследствие того, что умственно отсталый ребёнок не умеет самостоятельно устанавливать систему связей, его запоминание часто носит характер "механического", а не осознанного, логического. Это приводит к тому, что сохранность у учащихся вспомогательной школы значительно ниже нормы, а воспроизведение их в учебной и трудовой деятельности осуществляется с большим трудом, часто лишь при использовании специально направленных методических приёмов.

Отсюда существенная необходимость обучать умственно отсталых детей вспомогательной школы правильным приёмам запоминания учебного материала и, что самое главное, тренировать их память не только в сохранении учебного материала, но и в воспроизведении его путем создания системы смысловых связей и отношений. Без руководства учителя ученик вспомогательной школы этим не овладеет и не будет испытывать никакой потребности в выяснении этих связей. В таких случаях даже многократное повторение не приводит к желаемым результатам, особенно в старших классах, где материал по объёму становится большим.

Прочность сознательного запоминания зависит от правильной организации первичного восприятия (правильного использования наглядности, отбора содержания материала на уроке, методики его преподнесения учащимся и т. д.), а также от того, насколько систематично и последовательно даются знания ученику (устанавливается взаимодействие между старыми и новыми знаниями). В педагогике установилось также, что прочность обучения находится в прямой зависимости от характера заучивания учебного материала, его закрепления и повторения. Для того чтобы заучивание, закрепление и повторение привело к сознательному и прочному запоминанию учебного материала, учителю вспомогательной школы следует соблюдать определенные педагогические требования к их организации.

Страницы: 1 2 3


Общение в системе «отцы – дети»
Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характеристики родительско-детских отношений и взаимодействия. Существу ...

Понятие «творчество» и «творческие способности»
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде­ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво р ...

Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры. А. В. Запорожец утверждал, что «дет ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru