Двусторонний характер процесса воспитания. Школьник как субъект и объект воспитания. Критерии воспитанности личности ученика

Комплексная педагогика » Специфика педагогического процесса » Двусторонний характер процесса воспитания. Школьник как субъект и объект воспитания. Критерии воспитанности личности ученика

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель – формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания – эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, на достижение заданных целей. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и длителен. Он длится всю жизнь. Школьное воспитание – непрерывное взаимодействие учителя и ученика. Это комплексный процесс, т.е. единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, с целью целостного формирования личности.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к ученику прямая связь, от ученика к учителю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях. Чем больше информации от учеников, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

С одной стороны, воспитатель – это субъект; оказывающий воздействие на воспитанника как на объект его воздействия.

Отмечая ведущую роль воспитателя в процессе воспитания, Н.Е. Щуркова подчеркивает; что именно он ставит цели воспитания, определяет задачи, условия, содержание, средства, методы, формы и диагностики, выстраивает педагогическую тактику. Именно воспитатель должен предвидеть определенные результаты своей деятельности и процесса воспитания в целом. И в таком случае «школьник для него есть объект воспитательного влияния и продукт воспитания… Объявив школьника «субъектом»…, педагог предназначает школьнику судьбу дикого растения».

Анализ существующих планов и программ воспитания федерального и ведомственного уровней подтверждает; что планирование и реализация воспитательной деятельности осуществляется именно в этой логике: тот; кто планирует мероприятия и реализует их, является субъектом, а тот; на кого эти мероприятия направлены, – объектом.

С другой стороны, в старшем возрасте воспитанник уже сам является воспитателем (самовоспитание). Следовательно, в этом случае речь идет о воспитании как взаимодействии воспитателей и воспитанников, которые в той или иной воспитательной ситуации меняются ролями и местами (воспитание как высокодинамичная система взаимопереходов).

Среди критериев воспитанности личности выделяются:

а) направленность личности;

б) отношения к обществу, людям, труду;

в) развитие нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов личности, мировоззрения;

г) способность к самоорганизации деятельности поведения: деловитость, творческая самостоятельность, самодисциплинированность;

д) любовь и преданность своему Отечеству, понимание общественного долга;

е) культура поведения, этикет, манера общения и др.

Перевоспитание – это воспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.

Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная работа с собой, направленная на развитие и совершенствование своей личности.


Общее понятие воспитательной системы школы
Воспитательная система — не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Появляются и исчезают различные идеи, представления, устойчивые способы взаимодействия детей, те или иные виды деятельности, организационные структуры; усложняется и упорядочивается жизнедеятельность коллектива или, наоборот, ...

Опытно – поисковая работа по проблеме использования нестандартных уроков на практических занятиях по профессии «Парикмахер»
Опытно-поисковая работа по проблеме: нестандартные уроки. Эксперимент осуществляется на базе «Уральского колледжа бизнеса и технологии красоты». Описание базы: на базе колледжа «Уральского колледжа бизнеса управления и технологии красоты» существует 2 лаборатории, для проведения уроков профессионал ...

Контрольная диагностика. Сравнительный анализ результатов первичной и контрольной диагностик
Заключительным этапом нашего исследования была контрольная диагностика. Для этого мы использовали тестирование. Целью данной диагностики являлось выявление изменения уровня эстетического развития младших школьников в результате проведенных нами мероприятий. Анализ контрольной диагностики показал сл ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru