Сущность умений учебной деятельности младших школьников

Страница 2

Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут.

Умения, со всеми входящими в них компонентами, наиболее успешно формируются при следующих основных условиях: четко определенных целях учебной деятельности в смысле результата действий и цели упражнений (т. е. каких показателей действий надо достичь в процессе упражнений); понимании правил и последовательности выполнения действий, направленных на достижение цели деятельности; ясном представлении техники выполнения действий и их конечного результата, т. е. наличии образа, которого следует достичь; постоянном самоконтроле качества действий путем сличения их результатов со сложившимся в представлении или зрительно воспринимаемым образом; своевременном обнаружении отклонений, ошибок и брака в учебной работе и внесении поправок в свои действия при следующих повторениях этих действий; правильной самооценке успехов в достижении конкретной цели учебной деятельности и цели упражнений и наличии отчетливо осознанного стремления к совершенствованию осваиваемых действий.

Навыки и умения, сформированные в процессе ознакомительных, пробных и основных упражнений, продолжают совершенствоваться в производственной практике. В учебных мастерских и на производстве умения становятся профессиональным мастерством.

Мастерство — это высший уровень развития профессиональных умений и конечная желаемая цель профессионального обучения. Оно достигается практикой и потому обычно уже только на производстве. Мастерство — это легкость точного, быстрого и творческого выполнения сложной работы. Есть рабочие, выполняющие свое дело с большой точностью и достаточно быстро, но напрягающие при этом все свои силы, работающие с максимальной затратой энергии. Они знатоки и умельцы, но не мастера, потому что в их работе нет легкости, экономной траты энергии, нет ее избытка, дающего возможность плодотворно работать длительное время и творчески преодолевать непредвиденные осложнения. Мастерство — это надежность в работе, гарантирующая высокое качество и устойчивый ритм труда.

Совершенствование формирования у учащихся умений и навыков учебной деятельности во многом зависит от единства во взглядах учителей на сущность этих понятий. В педагогической литературе мы встречаем различные определения данных понятий. В одних случаях умения определяются как готовность к практическим действиям, выполняемым сознательно на основе приобретенных знаний. В других—мы находим определение умений как способности человека выполнять действия, приобретенной на основе знаний и опыта. В пособии по дидактике под редакцией М. А. Данилова и М. Н. Скаткина речь идет об умениях и навыках, которые являются усвоенным опытом различных способов деятельности. Эти и другие определения умений свидетельствуют об отсутствии единого подхода к данному вопросу в педагогической литературе. По-видимому, причиной этого является сложность понятия, многогранность его свойств. Следует также учесть, что подходы к определению данного понятия в педагогической литературе во многом берут свое начало в исследованиях психологов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Методика создания и воплощения игровых программ
Однако единственная игра, даже самая лучшая, не может обеспечить успеха в решении всех стоящих перед педагогом задач, в связи с чем наиболее оптимальной стратегией его деятельности является разработка и реализация в работе с детьми целостного комплекса игр (игровой программы). Удачным примеров тако ...

Обучение и развитие младших школьников
Обучение развивает школьников, прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющих ...

Модернизация кабинета по дисциплине «Спецтехнология»
Как известно, в сложном и динамичном педагогическом процессе преподавателю приходиться решать множество типовых и оригинальных задач. Эти задачи имеют множество различных решений, поэтому преподавателю важно владеть различными методами и средствами, в том числе и материальными. При создании необход ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru