Учитель как исследователь творческого процесса

Комплексная педагогика » Педагогическая деятельность как творческий процесс » Учитель как исследователь творческого процесса

Страница 1

творческий учитель педагог математика

Перед образованием в целом и перед каждым преподавателем в частности, извечно стоят три вопроса: зачем обучать чему-либо? чему учить? как учить?

В современных условиях работнику необходим высокий уровень квалификации, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда. В связи с этим задача повышения качества подготовки специалистов становится первоочередной для образовательного учреждения. Это требует изменений в существующей системе обучения, в частности, в направлении совершенствования методов, форм и средств обучения, благодаря чему появляется возможность использовать в учебном процессе современных технологий обучения.

Разработка и внедрение в учебный процесс технологии обучения или ее элементов – это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе таких форм и методов обучения, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в ходе овладения учебным материалом.

Метод обучения (от греческого metodos – путь к чему-либо) – система упорядоченных действий педагога и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обусловлен взаимосвязанностью целей обучения, способов их достижения и характером взаимодействия субъектов. Будучи производным от целей, содержания и форм обучения, метод в тоже время оказывает обратное влияние на перечисленные категории. Главной в методе является логическая основа обучения. В структуре методов обучения выделяются объективная и субъективная составляющие. Объективная часть обусловлена постоянными положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от использования разными педагогами. В ней отражаются требования законов, принципов и правил. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями обучающихся и конкретными условиями.

Методика – это конкретизация метода, доведение его до алгоритма, четкого описания. Методика отражает субъективную часть метода.

Таблица 1. Эффективность использования образовательных и воспитательных методик и технологий в образовательном процессе.

Реализуемые образовательные и воспитательные методики и технологии, подходы

Показатели эффективности реализации

Технология развивающего обучения

Обеспечение совместной или самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, при которой учащиеся сами "додумываются" до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях

Система преподавания литературы как предмета, формирующего личность

Нравственное и эмоциональное воспитание личности, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении

Технология коммуникативного обучения иностранному языку

Достижение усвоения учащимися иностранного языка на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе

Игровые технологии

Формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, удовлетворение потребности личности в самовыражении, самоутверждении. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков

Технология проектов

Формирование навыков проектной деятельности (знание алгоритма составления проектов). Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению

Технология проблемного обучения

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности

Групповые технологии

Обеспечение активности учебного процесса (работает каждый ученик), достижение высокого уровня усвоения содержания. Использование метода взаимного обучения и формы динамических пар, в которых учащийся выступает поочередно то учеником, то педагогом уровня усвоения

Информационные технологии

Формирование умений учащихся работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, формирование умений принимать оптимальные решения. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет

Технологии уровневой дифференциации

Повышается уровень мотивации учения. Каждый учащийся обучается на уровне его возможностей и способностей. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех

Технология педагогической мастерской

Введение учащихся в процесс познания, в поиск знаний, а не прямая передача информации от владеющего к незнающему. Проблема ставится учениками, сочетание индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества

Технология рейтинговой оценки уровня обученности учащихся на уроках физической культуры

Создание комфортных условий на уроках физической культуры через объективное оценивание спортивных достижений обучающихся

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО. Это дает положительные результаты в обучении и направляет развития и воспитание учащихся на защиту от неблагоприятных для здоровья воздействий

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

Грамотность учащихся по вопросам сохранения жизни

Экологические здоровьесберегающие технологии

Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой

Тестовые технологии

Проверка значительного по объему учебного материала, возможность быстро оценить уровень усвоения материала каждым учеником

Лекционно-семинарско-зачетная система

Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся

Страницы: 1 2


Использование мультимедийных средств на уроках информатики
Развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров ...

Развитие творчества
В конструировании дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов, а не просто их передаче. Конструктивная деятельность только тогда может прио ...

Психология усвоения орфографии учащимися начальных классов
Формирование у учащихся орфографической грамотности - умения правильно употреблять графические средства (буквы, дефис, пробел, черточку) при передаче на письме звучащей речи в соответствии с принятыми правилами правописания - является одной из основных целей изучения русского языка в школе. Реализу ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru