5. описание структуры и сценария игры;
6. организация обсуждения предстоящей игры как элемента "обратной связи" с ее участниками;
7. реализация целей игры;
8. наличие критериев, по которым оцениваются действия играющих [12, с.87].
Таким образом, деловая игра - целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приемов воздействует на готовность личности к конкретной практической деятельности.
В практике составления деловой игры нет общепризнанного подхода к ее структуре. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.
Основные структурные компоненты деловой игры:
знакомство с реальной ситуацией;
построение ее имитационной и игровой моделей;
формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре;
создание игровой проблемной ситуации;
вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
решение проблемы;
создание графической модели взаимодействия участников;
обсуждение и проверка полученных результатов;
корректировка;
реализация принятого решения;
анализ итогов работы;
оценка результатов работы.
Имитационная модель, по мнению И.В. Лысаковой, отражает выбранный фрагмент реальной действительности и получает свое воплощение в следующих структурных компонентах деловой игры: цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры [21, с.36].
Цели деловой игры - наиболее сложный и противоречивый компонент. Различают педагогические, состоящие в том, чтобы сформировать предметную и социальную компетентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым по форме, цели.
Педагогические цели делятся на дидактические и воспитательные [2, с.225].
Дидактические цели:
1. закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры;
2. выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;
3. обмен опытом создания деловой игры;
4. совершенствование навыков принятия коллективных решений;
5. развитие коммуникативных умений разного рода.
Воспитательные цели:
6. порождение творческого мышления;
7. выработка установки на практическое использование;
8. воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми.
Игровые цели:
1. разработка вариантов проекта деловой игры;
2. демонстрация разработчиком приемов создания игрового контекста.
Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме защищающий предмет реальной профессиональной деятельности. Предмет игры задается исходя из модели специалиста, его квалификационной характеристики [1, с.52].
Сценарий является базовым элементом игровой процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под "сценарием деловой игры" понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру [1, с.5].
Особенности физиологического развития детей старшего
дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) - очень важный этап в развитии ребенка, так как в этот период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга, органов и систем организма. Рост детей на 4-м и 5-м году жизни несколько замедляется по сравнению с ростом детей ранне ...
Причины утраты родительского попечения
Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуется на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин., ...
Особенности организации нравственного
воспитания дошкольников
Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Дошкольник входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...