Методы и приёмы педагогической деятельности

Страница 1

Методы педагогической деятельности.

В педагогической деятельности используются разнообразные методы обучения, руководствуясь педагогической целесообразностью. Выбор методов осуществляется на основе целевых установок урока, содержания изучаемого материала и задач развития учащихся в процессе обучения. Для реализации основных принципов компетентностного подхода и рационального сочетания индивидуального и коллективного образования, отбираются наиболее эффективные методы организации обучения.

Классификация методов по Ю.К. Бабанскому:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Перцептивные методы (передача и восприятия учебной информации):

Словесные методы.

Проблемная беседа, диспут, дискуссия. На кружковых занятиях дети знакомятся со спецификой монолога-выступления на научно-практической конференции.

Наглядные методы.

Демонстрация способов деятельности. Формируя образовательные компетенции учащихся, учитель сам показывает, как нужно делать, даёт алгоритм действия (способы решения задач, составление уравнений химических реакций, правила пользования химическим инструментарием, демонстрация химических опытов).

Практические методы.

Самостоятельное выполнение творческих упражнений разноуровневого характера, прикладной направленности.

Самостоятельное проведение учащимися химических опытов, исследовательской деятельности.

Логические методы (организация осуществления логических операций):

Индуктивные (классифицировать химических реакций).

Дедуктивные (имея общую формулу, составить алгоритм решения однотипных конкретных химических задач).

Аналитические (например, при изучении реакций гидролиза).

Синтетические (например, при изучении реакций этерификации).

Гносеологические методы (организация и осуществление мыслительных операций):

Проблемно-поисковые методы (формируются проблемные компетенции).

Проблемное изложение знаний. Применяется, когда учащиеся не имеют достаточного запаса знаний, чтобы активно участвовать в решении проблемы. Например, при изучении теории строения органических веществ А.М. Бутлерова. 9, 10 классы.

Эвристический метод. Поисковая (эвристическая беседа). Проводится на основе создаваемой учителем проблемной ситуации. Например, во что превращается водород, когда забирает электроны у лития? 8 класс. «Степень окисления».

Исследовательский метод. Применяется, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений. Например, при изучении щелочных металлов предлагается выявить роль воды в реакциях взаимодействия щелочных металлов с растворами различных солей. 9 класс.

Методы управления учебными действиями:

Учащиеся приобретают навыки (информационные или информационно-коммуникативные компетенции) работы с дополнительной литературой, с учебником, с интернет, с химическим инструментарием для дальнейшей самостоятельной работы (решение учебной проблемы, проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита).

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

(выше во втором блоке описаны примеры мотивации)

Методы эмоционального стимулирования:

Создание ситуации успеха в обучении – обязательное условие компетентностного обучения.

Методы формирования познавательного интереса («хочу»):

Формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета, стимулирование занимательным материалом.

Методы формирования ответственности и обязательности («могу»):

Формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль. Организация содеятельности: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместному взаимодействию.

Методы организации и взаимодействия учащихся и накопления социального опыта

Организация работы учащихся- консультантов. Работа консультантов используется при подготовке и проведении практических работ, при проведении демонстрационного эксперимента.

Временная работа в группах. В проблемно-исследовательской деятельности предпочтение отдаётся групповой работе. При этом формируются коммуникативная и кооперативная компетенции.

Организация работы по решению прикладных задач.

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся

Страницы: 1 2


Понятие модели обучения
Одно из ключевых употребляемых далее понятий модель обучения. Понятие — модель обучения мы предлагаем в инструментальном значении как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует, выст ...

Формирование нравственных ценностей молодежи в детских и юношеских библиотеках
Проблема формирования духовно-нравственных ценностных качеств личности и прежде всего молодежи в современных условиях особенно актуальна [5, с. 139]. Теоретический анализ отечественных и зарубежных авторов позволяет представить, что ценностная ориентация — это интегративное личностное и социально-п ...

Воспитание, его цель и задачи в новых условиях
С учетом этого появилась концепция воспитания Е.В. Бондаревской — воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, в которой воспитание понимается как необходимое условие социализации личности, выполняющей в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранения, в ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru