Краткая историческая справка о теории обучения в высшей школе

Комплексная педагогика » Теория обучения в высшей школе » Краткая историческая справка о теории обучения в высшей школе

Страница 2

В 17-18 в.в. – крупнейший общеобразовательный и научно-технический центр Украины, Белоруссии и России.

В Академии изучались 7 свободных наук, 9 языков, математика, поэтика, риторика, эстетика, философия, богословие, история, естественные науки. Они формировали мировоззрение и эрудицию нации, гражданские идеи. Преподаватели Академии пишут учебные программы, учебники. От севера России до юга выпускники Академии честно служили делу просвещения, они работали в Харькове, Чернигове, Переяславле, создавали национальные школы в Сербии и России. Академия имела самую большую библиотеку. Восемь лет над "Словом о полку Игореве" работал Я. Коменский, вывез "Слово" из Украины Быковский (архимандрит монастыря). Из Академии пошел украинский театр. Отец Гоголя был режиссером театра. Сюжеты театральных постановок были взяты из украинской жизни ("Вий", "Наталка-Полтавка", "Ночь перед Рождеством", "Запорожец за Дунаем" и др.) Киево–Могилянская Академия имела прекрасную картинную галерею, была средоточием традиций и науки.

Значительный вклад в теорию обучения внесли русские дореволюционные просветители: В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.

Вопросам совершенствования преподавания в высшей школе большое внимание уделяли Л.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев, Н.Е. Жуковский, И.М. Соловьев, И.П. Павлов, Н.И. Пирогов, и мн. др.

В развитие теории обучения в вузах внесли свой вклад и советские ученые: С.И. Зиновьев, ("Учебный процесс в высшей школе"), С.М. Василевский ("Лекционное преподавание в высшей школе"), П.М. Гапонов ("Педагогика высшей школы"), К.И. Васильев ("Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики"), Н.В. Кузьмина ("Методы исследования педагогической деятельности") и др.

В последние время все больше в педагогике поднимается вопрос о гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания. Настоящее многолико, еще больше противоречивых возможностей содержит в себе уже ближайшее будущее. Как уловить реальные социокультурные запросы, "неслышный голос бытия" -вот задача современного образования и философия образования.

Чтобы успеть за современными социокультурными изменениями, необходимо постоянное самообразование – преобразование. Чтобы оно не происходило в форме беспрестанных шараханий, в судорожных и оттого особенно безнадежных попытках "успеть", "не опоздать", "не дать, чтобы тебя обогнали другие" (типичные стереотипы "современного" менталитета), сама философия образования должна окончательно отказаться от экстенсивной модели (расширение объема) в пользу проникновения в сущность. Образованию и философии образования необходимо "человеческое лицо" и следует от абстрактных схем повернуться к реальному человеку. Наша социально – экономическая ситуация в одинаковой мере и причина, и следствие сложного неопределенного состояния образования. В числе утрат современной цивилизации, угрожающих культуре, человеку как творцу и творению культуры, философами уже давно замечены "примат цели над смыслом, смысла над бытием, власти над сущим…" Неспособность испытывать уважение -опаснейшая болезнь современной цивилизации. Мы являемся свидетелями и участниками смыкания двух полюсов: "бессилия верить" (Ницше) и "внушающего ужас оптимизма" (Камю). "Самый общий признак современной эпохи –невероятная убыль достоинства человека в собственных глазах", -писал Ницше. Слова Ницше об "убыли достоинства" могут быть отнесены и к древности, но потеря достоинства в собственных газах –признак уже современности.

Обеспечивая достаточно высокий уровень профессиональных знаний, образование XXвека в большинстве стран одновременно обостряло отчуждение экономики и морали, морали и политики, искусства и образования, людей и продуктов их деятельности, людей среди людей. Цинизм политических интриг, биржевых махинаций в международных масштабах, закулисных игр образованных "кукловодов" - наглядное свидетельство тому.

Страницы: 1 2 3


Руководящие идеи педагогической системы Руссо
Воспитание должно быть индивидуальным, т.е. соответствовать природе воспитываемой личности. Эта идея индивидуализма, уже ясно выраженная Локком, составляет основной, исходный пункт и в педагогической системе Руссо. Ею определяется вся постановка воспитания Эмиля. Она лежит в основе воспитания детей ...

Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению
Переход детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно. Практика показывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способам действия, который им указывает воспитатель. Поэтому важно в перв ...

Цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента
Цель исследования: обследование предметного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР. Задачи: 1. Изучение психолого-педагогических особенностей детей с ОНР (II уровень). 2. Обследование сформированности словаря существительных у детей с ОНР (II уровень). Базой для нашего исследования стал МАДОУ № ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru