Типология упражнений

Страница 1

Упражнение в дидактике определяется как "планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества". Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на организацию репродуктивной (воспроизводящей) деятельности учащихся, необходимой для выработки умений и навыков. Подчеркивается, что "запоминание и упражнение — два основных способа, обычно применяемые учеником в школе для усвоения учебного материала",— не требуют "от ученика творческого мышления . И каким бы знаниям и навыкам мы ни учили при этом детей, в том числе и навыкам рассуждения" в результате такого обучения ребенок становится как бы интеллектуальным иждивенцем, постоянно обслуживаемым учителем". Для развития творческой деятельности учащихся предлагается использовать наряду с упражнениями поисковые, проблемные, творческие задачи. "Оперирование знаниями в новых условиях и представляет собой решение задач".

В процессе речевой деятельности в той или иной мере всегда присутствует творческое начало. Естественно, что методика развития речи оперирует не только упражнениями в указанном выше понимании, но и задачами. Однако в силу традиции, сложившейся в методике русского языка, разные виды работ, ориентирующие и на воспроизводящую, и на творческую деятельность учащихся, недифференцированно называют упражнениями. При этом особое значение приобретает типология упражнений.

Из различных оснований, которые могут быть приняты во внимание при ее рассмотрении, наиболее существенными представляются содержание, на усвоение которого направлены упражнения, и способ деятельности учащихся! предопределяемый тем или иным типом задания. Попытка учесть каждое из этих оснований и соотнести их друг с другом в единой типологии упражнений неизбежно ведет к ее сложной организации.

Так, по первому из названных оснований можно выстроить ряд упражнений применительно к основным направлениям работы над языковыми средствами в аспекте развития речи.

I. Упражнения, рассчитанные на освоение норм литературного языка.

II. Упражнения, предусматривающие обогащение речи учащихся синонимическими (соотносительными) средствами языка.

К последним примыкают:

а) упражнения, направленные на формирование умений отбирать из ряда соотносительных языковых средств наиболее уместные для выражения данного содержания высказывания в соответствии с задачей и обстоятельствами речи;

б) упражнения, ориентирующие на отработку умений приспосабливать языковые средства друг к другу в связном высказывании.

Каждый из указанных типов упражнении, в свою очередь, может быть представлен рядом упражнений, выделяемых в зависимости от того, о какой именно норме, или о каком именно синонимическом ряде, или о какой сфере высказывания идет речь.

Упражнения, направленные на усвоение одного и того же компонента содержания работы, различаются по способу деятельности учащихся, на который ориентирует задание. По этому признаку актуально выделение упражнений репродуктивного характера, предполагающих воспроизведение учащимися полученных знаний и умений с целью формирования, закрепления и совершенствования речевых умений и навыков, и упражнений продуктивного плана, предусматривающих проявление и развитие элементов творческой деятельности. Необходимо, однако, подчеркнуть, что во многих случаях строгой границы между названными типами упражнений (особенно когда имеется в виду аспект развития речи) провести невозможно.

Чаще всего эта граница проводится между упражнениями, состоящими в анализе готового языкового материала, и упражнениями в создании высказывания или его элементов. Такой подход, в известной мере оправданный, нельзя возводить в абсолют, поскольку восприятие чужого высказывания — одна из сторон речевого общения, в акте которого в той или иной степени всегда присутствует творческое начало. Чем выше уровень, к которому принадлежит рассматриваемая единица языка в ее конкретном речевом проявлении (ср.: слово, словосочетание, предложение, текст), тем больше элементов деятельности, не поддающихся простому воспроизведению усвоенного, содержит ее анализ. И все же, если иметь в виду один и тот же объект рассмотрения (например, предложение или текст), анализ готового построения проще, чем создание собственного, поскольку освобождает от ряда операций (таких, например, как определение и логическая организация содержания высказывания, отбор лексического материала и др.).

В арсенале методики русского языка имеется широко представленный тип упражнений, переходных от анализа готового языкового материала к созданию собственных высказываний,— это различного рода преобразования исходного дидактического материала.

Не претендуя на исчерпывающую полноту перечисления, укажем основные разновидности упражнений каждого из названных типов:

I. Анализ готового материала.

1. Наблюдения по специально подготовленным вопросам и заданиям.

2. Выделение (опознавание) и характеристика (разбор) нужных элементов.

Страницы: 1 2


Особенности устной речи
Для устной речи как для речи, создаваемой в момент говорения, характерны две особенности – избыточность и краткость высказывания (лаконизм), которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими друг друга. Избыточность, т.е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы м ...

Использование силовых упражнений в системе физического воспитания школьников
Известно, что развитие силы влияет не только на все стороны физической подготовки, но и имеет большое прикладное значение. Силовой компонент присутствует в любых видах спорта и поэтому развитию этого физического качества должно уделяться большое внимание, особенно при подготовке молодых спортсменов ...

Методика изучения химических свойств оснований
На уроках химии дети могут испытать радость совершения маленьких открытий. Знакомя учащихся с новым материалом, автор [6] не излагает его в виде лекции, а, наоборот, старается включить школьников в беседу. Пытаясь ответить на вопросы, они открывают для себя то, что в науке давно исследовано, но им ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru