Самоконтроль в процессе обучения по курсу алгебры в 7 классе

Комплексная педагогика » Самоконтроль в процессе обучения по курсу алгебры в 7 классе

Анализ литературы свидетельствует об отсутствии специальных исследований по самоконтролю в дореволюционной отечественной и зарубежной педагогике и психологии. Однако вопросы самоконтроля частично затрагивались в педагогических и методических работах.

Прогрессивное направление в русской педагогической науке рассматривало самоконтроль как одно из проявлений активности человеческой личности в процессе самопознания и самовоспитания.

История вопроса о самоконтроле у представителей передовой мысли в России развивалась от общих высказываний о значении и роли самоконтроля в жизни личности вообще (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский) и у детей, в частности (А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов), к работам русских педагогов и психологов, рассматривавших вопросы воспитания самоконтроля в процессе обучения (К.Д. Ушинский, П.Ф Каптерёв, Н.Ф Бунаков).

Наряду с общепедагогическими положениями имели место интересные высказывания о психологии самоконтроля. Подчёркивалась материальная природа самоконтроля как проявления регулирующей функции нервной системы, связь самоконтроля с ощущениями и восприятиями, представлениями и памятью, вниманием, мышлением и речью, волей и эмоциями. Выдвигалось положение о зависимости самоконтроля от знаний и опыта человека, о необходимости соотнесения при самоконтроле представлений и понятий с фактами объективной действительности, отмечалась контролирующая роль личной и общественно - исторической практики.

В послеоктябрьский период развития педагогической науки ряд ценных мыслей о самоконтроле мы находим у Н.К. Крупской и А.С. Макаренко.

В связи с усилившимся интересом педагогов к проблеме активизации методов обучения и повышения эффективности учебно - воспитательной работы школы вопросы самоконтроля затрагивались в ряде работ, посвящённых сознательности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. Появились специальные работы по вопросам самоконтроля (И.Н. Марголин, А. Крылов, Т.П. Пышнов, П.М. Эрдниев). Указанные авторы рассматривали воспитание самоконтроля преимущественно в педагогическом и методическом плане.

Обучение математике в школе строится в основном на изучении теории и применении теоретических сведений к решению готовых задач, не предусматривающих проверку как процесс решения и результат решения задач.

Решение готовых, однотипных примеров и задач одинаковыми приёмами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные математические преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством решённых задач или примеров приводит к недооценке обоснования производимых действий.

Решение математического упражнения учащиеся заканчивают большей частью получением лишь ответа, а в лучшем случае сверяют результат вычислений с ответом задачника, но не производят проверку решения по условию.

Большая часть учеников спонтанно (интуитивно) осваивает умение производить самопроверку. Если в начальной школе учителя на это обращают внимание, то в дальнейшем обучении формирование приёмов самопроверки это только эпизод в работе учителя, а не система, к сожалению.

При работе в классе малейшую ошибку учитель замечает и почти незаметно для ученика исправляет; постановкой ряда заранее обдуманных вопросов ученик направляется на правильный путь решения задачи, а дома, решая подобную задачу, ученик допустил ошибку в вычислениях или несколько отклонился от правильного пути решения задачи, и он оказался совершенно беспомощным - решение задачи не идёт так гладко, как в классе, проявить настойчивость он не сумел и ... задача не выходит. В связи с этим мы считаем необходимым проведение систематической и целенаправленной работы учителя по формированию умений учеников проводить как взаимную проверку, так и умение проверять правильность собственного решения задачи. При этом задачу мы понимаем как модель проблемной ситуации, выраженной с помощью как естественного, так и математического языка, т.е. ситуации, в которой на пути достижения цели перед учеником вста1т некоторое препятствие, способ преодоления которого он должен найти.

Ученика нужно приучить критически относиться к своей работе, находить и исправлять свои ошибки, воспитать у него настойчивость в работе, приучит его настойчиво добиваться своей цели. Развитие этих качеств у ученика нисколько не менее важно, чем само умение решать задачи.

При выполнении контрольных и экзаменационных работ умение производить самопроверку совершенно необходимо, т.к. ученик находится в неведении относительно правильности выполненных преобразований, решения различных задач вплоть до момента объявления оценки и такое явление надо считать недостатком в работе учителя.

Статьи, посвящённые итогам учебного года и приёмных экзаменов, полны примеров таких ошибок учащихся, которых можно было бы избежать, если наши учащиеся овладели бы навыками постоянного самоконтроля за результатами своей работы. Проверка ответа означает в некоторой степени исследование результата. Элементарные навыки исследования решения полезно культивировать, начиная с младших классов.

Во многих случаях (учащиеся и учителя!) сводят проверку лишь к повторному решению упражнения по прежнему плану, т.е. к повторению вычислений. Такая "проверка" приводит к получению прежнего ответа, и ошибка (если она есть) зачастую остаётся ненайденной. Основной акцент должен быть сделан на смысловую проверку соответствия ответа всем поставленным условиям, ибо только такая проверка заключает в себе как проверку логического плана решения (последовательности вопросов), так и проверку результатов вычислений.

Проверка ответов любых упражнений связана с творческим отношением решающего к содержанию задачи. При проверке смысловые связи выступают в новых сочетаниях и новой последовательности, а запас знаний используется в иных связях и опосредствованиях составляющих его элементов. Поэтому, проверяя решение того или иного упражнения, учащиеся активно повторяют ранее изученный материал.

Развитие навыков критического отношения к результатам вычислений, навыков самоконтроля требует не только обучения учащихся приёмам контроля, но и проведения специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространённых упражнений. В связи с этим проблема

, решению которой посвящено данное исследование, может быть сформулирована следующим образом. Выявить причины несформированности у школьников умений, связанных с проверкой и самопроверкой, разработать систему упражнений, направленных на формирование указанных умений у учеников 7 класса, и дать соответствующие рекомендации по работе с ними.

Выделение в отдельный блок задач на формирование и развитие умений и навыков самоконтроля и самопроверки естественно вписывается в типологию задач, где за основу берётся вид ведущей учебной деятельности. Выделяются:

а) задачи, стимулирующие учебно - познавательную деятельность;

б) организационно - действующие задачи;

в) задачи, осуществляющие контроль и самоконтроль эффективности учебно - познавательной деятельности.

Всё вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы исследования.

Решение поставленной проблемы потребовало рассмотрения следующих задач:

1) изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) выявить современное состояние проблемы;

3) изучить различные особенности самоконтроля подростков в учебной деятельности и наметить пути его эффективного воспитания;

4) разработать систему заданий, направленных на формирование соответствующих умений и навыков;

5) провести практическую проверку разработанных материалов.

В процессе решения этих задач применялись следующие методы:

- изучение литературы;

- наблюдение;

- собеседование с учителями;

- опыт.

В предлагаемых методических рекомендациях рассматриваются некоторые приёмы самоконтроля при решении примеров и задач в средней школе.

Для приобретения навыков самоконтроля учащихся следует приучать систематически проводить различные виды самоконтроля. Проверка решения только по ответам задачников приводит к формальному усвоению материала, такая проверка не приучает учащихся мыслить.

Очень хорошо, если учащиеся дополняют проверку одним способом проверкой другим способом или с целью самоконтроля решают задачу несколькими способами.

При обучении по курсу алгебры в 7 классе применяются следующие виды проверки:

1.) проверка результата арифметических вычислений.

Для выполнения этого вида проверки целесообразно рекомендовать:

- повторное вычисление (желательно другим способом);

- обратное действие;

- "прикидку" результата.

2.) Второй вид проверки связан с выполнением учащимися тождественных преобразований алгебраических выражений. Способы проверки:

- обратное действие;

- подстановка некоторых численных значений вместо букв в левую и правую части полученного равенства. Замечание. При подстановке численных значений вместо переменных следует избегать значений 0 и 1, иначе эта проверка может и не вскрыть ошибку в ответе.

(х + у) = х + у.

3.) Правильность решения уравнения может быть проверена следующими способами:

- подстановкой полученного значения переменной в данное уравнение;

- графическим способом - построение графиков обеих частей уравнения и нахождением абсциссы общих точек графиков (х - 5 = 4).

4.) Вид проверки связан с решением текстовых задач. Способы проверки:

I Проверка ответа по условию и смыслу задачи.

II Составление и решение обратной задачи (или двух).

III Решение задачи другим способом.

IY Проверка ответа на частном случае.

Y Проверка по здравому смыслу и т.д.


Анализ особенностей развития познавательных интересов средствами компьютерной техники
Интерес-это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес ознакомить ...

Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Прежде чем отметить вехи становления отечественной системы нравственного воспитания, необходимо определиться с терминологией и понятиями, характерными для него. Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. Воспитание – навыки поведения, ...

Особенности художественного творчества дошкольников
Творчество дошкольника имеет свои особенности. Дети делают множество открытий и создают интересный, по­рой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, сти­хотворения и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна от ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru