Понятия контроля и оценки

Страница 1

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Однако дидактические понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют значительно больший объем в современной педагогике. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.

В зарубежной литературе педагогическая диагностика понимается как процесс, в ходе которого производятся измерения уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и некоторых сторон развития и воспитанности, обработка и анализ полученных знаний, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении учащихся на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы учителей и всего образовательного учреждения.

В отечественной педагогике тоже разрабатываются обсуждаемые понятия. Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы учителя и школ, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний учащихся учителем. Термин педагогическая диагностика в отечественной науке имеет в настоящее время ограниченное употребление и применяется скорее к области воспитания, где обозначает измерение и анализ уровня воспитанности, что сближает его с психодиагностикой.

Применительно к процессу обучения целесообразно использовать термин педагогическая диагностика в указанном выше значении. Можно пользоваться и традиционными в отечественной дидактике терминами: контроль, проверка, оценка и учет знаний. Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции: поскольку проверочные задания аналогичны обучающим, постольку сохраняются и функции обучения. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Рассмотрим подробнее каждую функцию.

1. Образовательная.

Суть образовательной функции заключается в том, что и учитель, и ученик в ходе проверки получают качественную характеристику своей деятельности. Учитель получает информацию о том, что и как знает и умеет ученик, а затем через характерные ошибки учащихся он видит недостатки своей работы. Это дает ему возможность:

-совершенствовать свою методику преподавания;

-находить средства индивидуального подхода к своим ученикам;

-определить, какие вопросы теории и практики усваиваются учениками лучше, а какие - хуже;

-корректировать свою работу в соответствии с полученной информацией.

Ученику становится понятным, какой материал он усвоил на каком уровне (на "5", "4", "3" или "2"), и он получает возможность ликвидировать выявленные в ходе проверки недостатки.

2. Воспитательная.

Эти отношения могут быть как положительными, так и отрицательными. Ученику никогда не бывает безразлично отношение товарищей, учителей, родителей (или кого-нибудь одного из перечисленных групп людей). Вот почему похвала, одобрение, поощрение, порицание, хорошая или плохая оценка формируют у учащихся положительные или отрицательные качества личности. Поэтому тот учитель, который правильно использует воспитательную функцию проверки и оценки результатов обучения, добивается определенных положительных результатов в своей работе.

3. Развивающая.

Реализуя данную функцию аналогично предыдущей, учителя могут добиться существенных результатов в развитии всех психических процессов учащихся.

4. Диагностическая.

Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля, но общая часть - установление уровня усвоения знаний на всех стадиях обучения.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

·индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающей подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;

·систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Требования к электронному учебнику
Требования к текстовой информации. Электронный учебник должен содержать только минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие к снижению восприятия и усвоения знаний. Существенное значение имеет размер и начертан ...

Причины утраты родительского попечения
Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуется на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин., ...

Методы защиты от компьютерных вирусов
компьютерный вирус программа информация Каким бы не был вирус, пользователю необходимо знать основные методы защиты от компьютерных вирусов. Для защиты от вирусов можно использовать: общие средства защиты информации, которые полезны также как страховка от порчи дисков, неправильно работающих програ ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru