Пути гармонизации социального общения подростка в школе и в семье

Комплексная педагогика » Пути гармонизации социального общения подростка в школе и в семье

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называют институтами социализации. Наиболее влиятельные институты – семья, школа (школьный класс), трудовой коллектив. В каждом из этих институтов индивид, а в нашем случае подросток, получает и передает информацию, устанавливает контакты посредством общения. А развитое социальное общение предполагает формирование социальных отношений, которые в целом влияют на развитие его личности и психики.

Подростковый период требует особого внимания со стороны педагогов и родителей, так как это время благоприятно для возникновения девиантного поведения. В старших классах школы становятся важными все вопросы, связанные с пониманием смысловых аспектов тех или иных жизненных явлений. В социальном развитии колоссальную роль приобретают межличностные отношения на уровне «личность – личность». Именно в этот период жизни подростка появляется третье лицо, которое по своей важности не уступает, а иногда намного превосходит, по значимости родителей и школу. Именно в этот период важно, чтобы подросток не ушел в себя, не ушел из дома, из школы, не попал под влияние плохой компании.

Проблемами изучения социального общения подростков занимались Мухина В.С., Макаренко А.С., Рогов Е.И., Кон И.С., Бодалев А.А., Овчарова Р.В. и многие другие.

В социальной психологии и педагогике выделены главные факторы, влияющие на гармонизацию отношений с окружением:

возрастание ритма жизни и занятости родителей;

снижение материального уровня одних семей и повышение материального уровня других;

уровень психического здоровья подростка;

воспитание и образование, получаемое подростком с рождения;

окружение подростка с рождения;

влияние средств массовой информации (СМИ), Интернета;

уровень доверия подростку.

Налицо падение престижа и роли семьи и школы, но идет тенденция к получению образования за деньги без фактических знаний и навыков общения. Подростки все чаще пропускают занятия, бездумно шатаясь по коридорам школы, употребляя табак, нарко- и токсические вещества, алкоголь, применяя свою силу и все больше применяя в общении ненормированную лексику, и, не редко, адресуя ее в адрес взрослых (учителей, родителей), приводящих к конфликтным ситуациям. У большинства подростков из-за нехватки навыков общения развивается комплекс неполноценности, что ведет к плохоуспеваемости знаний и, что приводит к неполноценной социальной сети общения вплоть до одиночества. А это может привести к суициду. Так что нехватка общения для подростка и, не только для него, для человека любого возраста, чревата тяжелыми последствиями.

Исходя из всего выше сказанного, можно выделить проблему работы – изучение контактов, причин конфликтов и путей решения трудностей социального общения старших подростков. Жизнь старшего подростка – борьба, в которой, естественно, есть конфликты; и умение их решать – не менее важно, чем дышать воздухом и питаться.

Цель работы: разработать пути и направления гармонизации социального общения подростка в семье и в школе.

Объект изучения: социальное общение подростков в процессе их социализации.

Предмет изучения: специальные пути, методы и формы гармонизации социального межличностного общения подростков в семье и школе.

Гипотеза исследований: Социальное общение подростков в семье и в школе может быть успешно гармонизировано, если будет установлен равноправный партнерский диалог, будет организовано толерантное сосуществование в социальной среде, происходит начало личностного самоутверждения и профессионального самоопределения.

Исходя из цели, мы определили задачи данной работы:

изучение конфликтных ситуаций в школе (в частности оценка конфликтности учителей и учащихся), а также выявление интересов и ценностей старшеклассников, определяющих форму содержания общения;

изучение оценки старшеклассниками своих родителей, выявление конфликтности и стиля общения;

изучение социальной сети подростка (выборочно).

разработка методов и форм гармонизации социального общения подростков.

Методы и методики, используемые в работе:

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращенно, подростки о родителях). Основоположник Шафер, далее был использован в России.

Методика К.Н.Томаса (1973 г.), адаптированная у нас Н.В. Гришиной в тест «Конфликтная ли Вы личность?»

Методика исследования межличностных отношений подростков, их адаптации в социальной сфере (сокращенно – МИСС), которая состоит из рисунка социальной сети и специального опросника, составленная психологом О. Казьминой (1998 г.).

Анкета учащегося (№2) и классного руководителя (№1), предложенная Р.В. Овчаровой из использованных ею экспериментальных материалов школы №5 г.Ярославля, с моей доработкой.

Устный опрос (заключительный) учащихся на тему: «Из-за чего появляется конфликт, ссора между общающимися?» Анкета разработана мною. Цель: выявить степень конфликтности, уровень взаимопонимания и общения, умения найти компромиссы и выходы из конфликтной ситуации, выявить реакции общающихся.

Научная новизна и практическая значимость работы состоит в том, что разработана авторская диагностическая анкета «Из-за чего появляется конфликт между общающимися?», выявлена классификация стилей общения родителей и подростков; разработаны рекомендации для подростков, склонных к одиночеству и для очень импульсивных подростков, рекомендации для классного руководителя по внедрению диалогического общения.

Экспериментальная база: Все исследования проводились в СШ №11 поселка Комсомольский города Кизляра с учащимися 9-11 классов.

Апробация: По материалам дипломного исследования подготовлены 3 статьи: «Отцы и дети», «Школьные годы – юные годы», «Советы родителям и классным руководителям» – для публикации в Факультетском сборнике студенческих работ.


Уровни познавательной активности
Низкий уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся ...

Формы и виды деятельности учащихся, направленные на самоконтроль и самооценку
Идея дифференцированного обучения была одной из основополагающих при создании советской общеобразовательной школы. Цель такого обучения была ясно изложена в одном из первых документов Советского правительства о народном образовании "Основные принципы единой трудовой школы": "Государс ...

Сущность нравственного воспитания
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки мас ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru