Роль детских и юношеских библиотек в формировании самосознания молодежи

Комплексная педагогика » Роль детских и юношеских библиотек в формировании самосознания молодежи

Современный этап развития российского общества остро поставил задачу патриотического воспитания молодежи. Общественный прогресс в России невозможен без формирования чувств уважения к Родине.

Патриотическое воспитание настолько значимо, сложно и многообразно, что на каждом этапе развития нашей страны этот вопрос ставится снова и снова. В последние годы после некоторого небрежения начинает осознаваться в нашем обществе с особой силой. Убедительным свидетельством тому стало и всенародное празднование 60-летия Великой Победы. Библиотекари России всегда были и будут достойными хранителями патриотической традиции в нашей культуре. И сегодня их опыт воспитания подрастающего поколения в духе верности Отечеству нуждается в поддержке, изучении и распространении [21, с. 34].

Значимость детской библиотеки в социализации личности зависит от того, что она может предложить подрастающему поколению в плане познания историко-культурных ценностей. Уважение к прошлому страны, родного края, своей семьи — основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек ( особенно детских и юношеских) традиционно направлена на формирование духовного облика юных россиян. Книгохранилища располагают самыми полными собраниями краеведческих документов и являясь наиболее доступным социальным институтом, раскрывают с помощью своих фондов сложность и неоднозначность отечественной истории, дают представление о гражданских правах и обязанностях [3, с. 27].

В последние годы в деятельности библиотек, работающих с детьми и подростками, наметился ряд инноваций, направленных на активизацию чтения, приобщения к российским традициям. Активно используются формы массовой работы с юными читателями, позволяющие вовлечь их в процесс творчества [3, с. 27].

В деятельности библиотек, направленной на патриотическое воспитание подрастающего поколения, следует выделить следующие звенья: воспитание любви к Отечеству и своей Малой Родине (как правило, это осуществляется в рамках краеведческих занятий); ознакомление в живой, интересной форме с историей нашего государства, в том числе военно-патриотический аспект; правовое просвещение школьников в условиях детской и юношеской библиотеки [11, с. 41].

Необходимо отметить, что данная тема на страницах специализированной отечественной периодики освещена достаточно подробно.

Так, статье Ю. С. Димитрюк «Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников (роль вузов, школ, библиотек)» [5] раскрывается общий смысл духовно-нравственных ценностных качеств личности. Статьи Л. М. Иньковой «Юношеские библиотеки России к началу нового века» [9] и Р. З. Пановой «Новации, творчество, инициатива в работе с подрастающим поколением» [16] посвящены рассмотрению современного состояния юношеских библиотек России и их деятельности. Статьи Н. В Бубекиной «Детские библиотеки России в 2002 году: События, тенденции, проблемы» [2] и В. П. Чудиновой «Дети, библиотеки и новые информационные технологии» [20] освещают проблемы современных детских библиотек. О. И. Урядова в работе «Не потерянное поколение» [19] рассматривает исторические предпосылки формирования гражданского и патриотического самосознания молодежи и приводит конкретные формы данной деятельности на примере Тольяттинской ЦБС. Работа В. Головковой «Земля отцов — земля детей» [3] посвящена рассмотрению форм работы с молодежью в Областной детской библиотеке г. Тамбова. И. Щеглова в статье «Уроки мужества» [21] делится опытом воспитания подрастающего поколения в духе верности Отечеству. Статья Н. Нестеровой «Растим патриотов» [15] рассказывает о формах работы с молодежью в Ярославской поселковой библиотеке. Статья Н. Некрасовой «С думой о будущем» [14] подробно освещает формы работы по патриотическому воспитанию молодежи в детских и юношеских библиотеках.

Цель исследования

– изучение роли детских и юношеских библиотек в формировании гражданского и патриотического самосознания молодежи.

Задачи исследования:

- изучение состояния и проблем развития детских библиотек в настоящее время;

- анализирование современного состояния и проблем развития юношеских библиотек России;

- изучение формирования нравственных ценностей молодежи в детских и юношеских библиотеках;

- рассмотрение форм библиотечной работы по развитию патриотического и гражданского самосознания молодежи.

Объект исследования

– деятельность детских и юношеских библиотек.

Предмет исследования

– формирование гражданского и патриотического самосознания молодежи при помощи детских и юношеских библиотек.

Методы исследования:

цитирование, анализ, библиографический.

Гипотеза исследования.

Формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения приобретает особо важное значение в современных условиях, когда возникают противоречия декларируемыми российскими ценностями и ценностями, принятыми в обществе под влиянием СМИ, которые пропагандируют западный образ жизни и систему ценностей. Переход от одних ценностей к другим оказался болезненным и породил ценностный вакуум, который преодолевается с большим трудом. В связи с этим возрастает роль детских и юношеских библиотек в работе по патриотическому воспитанию молодежи. В данной работе следует учитывать интересы и особенности современной молодежи в комплексе с изменениями, происходящими в обществе. Принятая правительством РФ программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы» позволяет сделать предположение об активной работе всех социальных институтов, в том числе детских и юношеских библиотек, ведущейся в области патриотического воспитания подрастающего поколения, а также о разнообразии форм и методов данной работы.

Данная работа будет полезна студентам специальности «Библиотечно-информационная деятельность» при изучении ими таких дисциплин, как «Библиотековедение», «Библиографоведение».

Работа прошла апробацию на научной студенческой конференции «Библиотечное дело в XXI веке» в виде доклада «Роль детских и юношеских библиотек в формировании гражданского и патриотического самосознания молодежи» в марте 2008 г.


Задачи создания выразительности образов животных
Образы, создаваемые детьми отличаются от того, что делают старшие. Формы, которые они лепят или рисуют, неопределенные, во время занятий по замыслу темы неустойчивы, хотя более осмысленны. Неустойчивость задуманных тем можно объяснить особенностями мышления ребенка. Кроме того, дети часто не знают, ...

Метод инверсии
Пусть нам дана некоторая кривая М и неподвижная точка К – начало или центр инверсии. Возьмём на кривой М точку А и на прямой КА определим точку А1 так, чтобы абсолютное значение КА·КА1 = к2, где к – есть постоянная длина, то при движении точки А по кривой М точка А1 опишет новую кривую N, которая н ...

Система работы педагога по устранению отклонений в поведении учащихся
Работа педагога по устранению отклонений в поведении учащихся основывается на методе реконструкции характера, т.е. перевоспитании, которое трактуется как комплекс мер, система социально-воспитательных действий, направленных на преодоление отклонений от социальных норм в нравственном развитии и пове ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru