Формы библиотечной работы по развитию патриотического и гражданского самосознания молодежи

Комплексная педагогика » Роль детских и юношеских библиотек в формировании самосознания молодежи » Формы библиотечной работы по развитию патриотического и гражданского самосознания молодежи

Страница 1

Сегодня патриотическое воспитание-это комплексная система, включающая в себя большое количество направлений и сфер деятельности. В нем содержатся не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический, идеологический компоненты.

Главными целями этой системы являются развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у молодежи профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Что может сделать в данном направлении библиотека? [14, с. 13]

В первую очередь — найти путь к сердцу ребенка через книгу. Для этого в библиотеке создается особая среда, побуждающая детей к общению, творчеству, деятельности. В основе работы по созданию такой среды лежат педагогика сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, свобода выбора дел, которые предлагает участникам данного процесса библиотека, используя при этом различные формы библиотечной работы. Так, по каждому направлению системы патриотического воспитания в библиотеках оформлены традиционные выставки книжной и другой печатной продукции, которые по мере поступления дополняются справочными и документальными материалами. К особо значимым датам на информационном стенде делается подбор литературы, что является основой при дальнейшей работе библиотеки с объединениями Центра. Это работа заключается в проведении бесед, викторин, конкурсно-познавательных программ, литературно-музыкальных встреч [14, с. 13].

Одним из направлений воспитания патриота и гражданина является работа по изучению государственной символики России, разъяснение сущности и значения государственных символов Российской Федерации — Герба, Флага и Гимна. В библиотеке оформлена специальная полка по данному направлению («Символы Отечества»), на которой представлены книги и брошюры, публикации из периодических изданий и методические рекомендации по разъяснению государственной символики, даны образцы символов России, материалы из их истории и современной жизни [14, с. 14].

Эти публикации не только привлекают внимание юных читателей, но и помогают педагогам в проведении уроков гражданственности других воспитательных мероприятий с использованием государственных символов. Библиотекари проводят беседу-разъяснение содержания Конституции РФ, библиотечный урок по основам правовых знаний.

В ходе этих мероприятий учащиеся не только познают общество, в котором живут, но и осознают права и обязанности гражданина России, видят в их соблюдении важнейшее условие своего гражданского становления.

Отрадно, что патриотизм сегодня становится определяющим духовно-нравственным фактором в деле сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Именно поэтому одним из приоритетных направлений Программы патриотического воспитания является формирование исторического сознания [14, с. 14].

Историческое воспитание — это познание наших корней и истоков («Кто мы? Откуда мы родом?»), осознание неповторимости Отечества («Родина всегда одна»), его судьбы и неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и чувство исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Сюда же входит изучение многовековой истории Отечества с его взлетами и падениями; определение места и роли России в мировом историческом процессе;изучение прав и обычаев, традиций и верований народов и народностей, населяющих нашу многонациональную страну; понимание особенностей менталитета; познание героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность нашей Родины; определение значения военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз. Все это составляет основу исторического воспитания.

Детские и юношеские библиотеки должны пополнять свой фонд познавательной литературой, содержащей документальные, цифровые, аналитические материалы. Именно эти издания в сочетании с произведениями отечественной художественной литературы помогают юным читателям представить наполненную величайшими подвигами, свершениями и трагедиями историю Отечества, побуждают задуматься над ее страницами и заново прочувствовать их [14, с. 14].

Изучение истории и родной культуры, конечно же, немыслимо без Календаря знаменательных и памятных дат и событий. Благодаря такому Календарю, выпускаемому издательством «Либерея», библиотека имеет возможность максимально использовать воспитательный потенциал памятных исторических дат и юбилеев. Особое место в их череде занимают Дни воинской славы России, утвержденные Федеральным законом РФ в 1995 г. Приуроченные к ним выставки, литературные вечера, встречи и беседы оставляют неизгладимый след в душах юных читателей.

Страницы: 1 2 3 4


Содержание и цели программированного метода
В 70-80-X годах XX века компьютеры стремительно вошли в процесс обучения и положили тем самым начало новой эре в обучении. В основе компьютерного обучения лежит программированный метод обучения. Суть программированного метода обучения заключается в том, что все обучение ведет не учитель непосредств ...

Самостоятельность как качество личности дошкольника
Развитие человека идет непрерывно - всю его жизнь с самого его рождения. При этом развитие есть закономерная цепь изменений, которые затрагивают строение организма и его работу, поведение человека, его взаимодействие с другими, динамику функциональных и эмоциональных состояний, способы познания себ ...

Принципы дидактики
Исторически сложилось так, что наряду с термином педагогика долгое время в том же значении использовался и термин «дидактика». Впервые ввел его в научный обиход немецкий педагог В. Ратке (1571–1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В том же з ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru