Самостоятельность как качество личности дошкольника

Комплексная педагогика » Развитие самостоятельности у старших дошкольников » Самостоятельность как качество личности дошкольника

Страница 1

Развитие человека идет непрерывно - всю его жизнь с самого его рождения. При этом развитие есть закономерная цепь изменений, которые затрагивают строение организма и его работу, поведение человека, его взаимодействие с другими, динамику функциональных и эмоциональных состояний, способы познания себя и окружающего мира. И, конечно же, оно у всех протекает по-своему. Но в развитии различных людей есть черты сходства, порождаемые различными причинами. Одной из них является возраст. Именно он и определяет стадию развития человека.

Возраст от 2,5-3 лет до 6-7 лет принято называть дошкольным. Самостоятельность и независимость детей проявляется во многом и прежде всего в играх и творчестве. Осталось позади то время, когда взрослые учили ребенка играть - показывали, что можно делать с мячиком, куклой, машинкой, конструктором. Теперь дети сами выбирают не только вид игры, но и включают в них взрослых на определенных условиях. Из их уст часто можно услышать такие выражения: «Ну приходите же ко мне в магазин покупать, у меня уже все давно готово!» Это они определяют роль и место своих партнеров или требуют от них четкого выполнения своих предписаний: «Ах, хитренький папочка, кидай не в верх, а мне!» А бывают случаи, когда они просто тяготятся присутствием взрослых, родителей.

Самостоятельность дошкольников выражается и в том, что дети уже имеют свое мнение, которое проявляется неподчинением, капризами или требовательностью, привлекая внимание к собственной персоне. Ребенок уже не позволяет обращаться с собой как с вещью.

Все это является свидетельством активного становления его личности. И относиться к этому нужно не просто с пониманием, но и с радостью. Согласитесь, что дав жизнь ребенку, нужно признать за ним право прожить эту жизнь. А значит, удовлетворение можно получить от сопричастности к ней; а не только от управления ею.

Дошкольное детство является временем активного формирования черт характера и других отличительных особенностей поведения и личности. Однако процессы развития эмоционально-волевой сферы в этот период имеют черты сходства у большинства детей, которые можно обозначить как послушание и детская непосредственность. Поведением дошкольников довольно легко управлять. Но столь же типичным для этого возраста является появление упрямства как наиболее примитивной формы волевой саморегуляции. Дети учатся преодолевать наиболее легкие препятствия и добиваются своего средствами манипулирования - ласками, улыбками, просьбами, лестью, капризами и т.д. Развивается и произвольность их поведения: детское «хочу» и «не хочу» хорошо известны всем родителям.

Однако ребенок еще не умеет преодолевать внутренние препятствия и действовать в случаях недостаточной мотивации. Бесполезно призывать дошкольника заняться чем-нибудь, если у него пропал интерес. С трудом даётся ему и освоение действий и операций, которые не получались-с первого раза хорошо. Вряд ли пятилетний малыш будет стирать резинкой и перерисовывать картинку. Скорее всего, он просто зачеркнет ее или вообще прекратит рисовать на сегодня.

В развитии эмоций также наблюдается значительный прогресс. Прежде всего от криков и плача как единственной формы выражения своих отрицательных эмоций малыш переходит к более широким и разнообразным: гневу, испугу, настороженности, агрессии, замкнутости и т.д. Ребенок-дошкольник освоил социально-приемлемые формы их выражения - в состоянии обиды он уже не будет кусаться, а обзовет своего обидчика, пойдет пожалуется, твердо зная, что тем самым избежит наказания.

Эмоции и эмоциональные состояния имеют в это время яркое внешнее выражение. От удивления ребенок открывает рот, в гневе сжимает кулачки и топает ногами, от страха дрожит и прячется. По этим признакам состояние ребенка легко распознать и правильно прореагировать, прийти ему на помощь или вовремя пресечь ненужные действия. Ребенок еще не научился кривить душой, притворяться, изображать то, что не чувствует в данный момент.

Переживание и выражение эмоций требуют много сил. Поэтому нежелательно перенасыщать день ребенка-дошкольника событиями, пусть даже приятными. Не будем забывать, что длительная дневная прогулка, посещение с мамой магазинов, встреча со знакомыми иногда вызывают переутомление, которое может повлечь неожиданную рвоту, капризы, расстройство сна.

Общаясь со взрослыми и сверстниками, играя, наблюдая жизнь во всех ее проявлениях, ребенок активно познает окружающий мир. Это возможно за счет наличия у него познавательных способностей (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) и ведет к их дальнейшему развитию. Мощнейшим стимулятором их прогресса являются игры. В них ребенок вынужден удерживать в памяти цели, последовательность действий, правила, сюжет, внимательно следить за ходом событий, активно общаться с партнерами. Поэтому, если ребенок умеет и любит играть, это является гарантией полноценности его психического развития.

Страницы: 1 2 3


Методы и приемы обучения и воспитания
Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспиательных задач. Подласый указывает на то, что в современной педагогике "методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны. Каждая педагогическая школа вкладыв ...

Анализ исходного состояния познавательного интереса у обучающих в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология»
Экспериментальная работа по исследуемой проблеме осуществлялась в течение двух лет (2003-2005) и была направлена на преодоление противоречия между необходимостью целенаправленного развития познавательного интереса у обучающихся при изучении дисциплины «Спецтехнология» и отсутствием теоретически раз ...

Анализ содержания учебной программы и учебных пособий «Окружающий мир» по проекту Н.Ф. Виноградовой
Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции. Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. В непринужденной ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru