Методы и приемы обучения и воспитания

Страница 1

Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспиательных задач.

Подласый указывает на то, что в современной педагогике "методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны. Каждая педагогическая школа вкладывает в содержание одинаковых по названию методов различный смысл". Однако, исходя из психологической характеристики детей дошкольного возраста и современных подходов в образовании, следует выделить гуманистический тип воспитания детей данного возраста, который должен преобладать в дошкольных образовательных учреждениях.

Гуманистическое воспитании опирается, прежде всего, на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанника. Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов. В процессе воспитательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития (процесс самоактуализации человека) и способствовать их достижению (личностный рост), не снимая при этом меру ответственности за результаты (оказывая помощь в развитии). При этом воспитатель, даже если это как-то ущемляет его интересы, организует процесс воспитания с максимальным удобством для воспитанника, создает атмосферу доверия, стимулирует деятельность последнего по выбору поведения и решению проблем.

Коменский не отделяет понятия образования от воспитания. "Образованный человек должен быть вместе с тем и воспитанным человеком".

Учитывая то, что развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса, можно сделать вывод о том, что необходимо правильно выбирать метод обучения в соответствии с целями обучения и воспитания дошкольников, таким образом, осуществляя их общее развитие, воспитание и обучение.

В процессе обучения учитель использует различные методы и приемы. Методы обучения – способы работы воспитателя (учителя), с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдаленный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Большинство отечественных и зарубежных методистов выделяют следующие методы обучения иностранным языкам дошкольников:

Обязательный метод

Коммуникативный метод обучения, который основан на коммуникативном подходе. В соответствии с этим методом обучения разумно сочетается системный и содержательный подходы. Данный метод включает в себя работу, как над формой, так и над содержательной стороной речи.

Метод опоры на физические действия или, по-другому, метод обучения через движения (Total Physical Response) разработан психологом Дж.Ашером и основан на структурной лингвистике, бихевиоризме и гуманистическом направлении в обучении, а также на положении психологии о координации речи и физических действий, которые ее сопровождают. Суть данного метода состоит в том, что при обучении дошкольников иностранному языку необходимо имитировать процесс овладения детьми родным языком, который усваивается параллельно с выполнением соответствующих физических действий. Восприятие структур облегчается, если это сопровождается действиями, выполняемые учителем и учащимися. Кроме того, акцент делается на слушание, которое ассоциируется с физическими действиями, служащими для лучшего понимания элементарных лингвистических структур.

Антонова О.А. подчеркивает то, что "умственная работа является продуктом деятельности клеток коры головного мозга, которая у детей обычно сопровождается двигательной активностью – работой мышц. Мышечная работа, в свою очередь, связана с деятельностью центральной и периферической нервной системой. Таким образом, труд ребенка представляет собой продукт обязательного сочетания умственного и физического труда".

Из этого следует, что метод опоры на физические действия необходимо применять в процессе обучения дошкольников иностранному языку. Тем более, данный метод напоминает естественный процесс изучения родного языка. Дети обучаются языку через восприятие речи, многократное повторение и элементарные физические действия (встать, сесть, попрыгать, повернуться, покивать, пожать руку и т.п.).

Метод, основанный на теории множественного интеллекта (The Theory of Multiple Intelligencies). Создатель этой теории Говард Гарднер – один из самых известных ученых в сфере образования в США. Согласно ему, интеллект предполагает способность решать проблемы, возникающие в окружающей среде Г. Гарднер твердо убежден в том, что каждый человек имеет способности к тому или иному типу интеллектуальной деятельности. Говард Гарднер утверждает: "Крайне необходимо определять и развивать все виды интеллекта человека и все его комбинации. Мы все очень разные в силу различных комбинаций типов интеллекта".

Страницы: 1 2 3 4


Мысленный эксперимент в концепции В.С. Библера
Анализ понятия мысленный эксперимент содержится в книге В.С. Библера «Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога)» [4], а также – в его статье «Творческое мышление как предмет логики (Проблемы и перспективы)» [5]. Автор выступил против стандартного подхода к логическому мышлению ...

Формирование математических способностей
Среди учителей распространены следующие заблуждения. Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются, прежде всего, в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно мат ...

Физическое воспитание, по Руссо. Значение физического воспитания и его средств
Но если в эту пору детства невозможно ни обучение, ни нравственное воспитание в настоящем смысле этого слова, то здесь место широкому физическому воспитанию, включая сюда и развитие внешних чувств По Руссо, физическое развитие имеет тесную связь с развитием умственным и нравственным, - составляя не ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru