Самостоятельность как качество личности дошкольника

Комплексная педагогика » Развитие самостоятельности у старших дошкольников » Самостоятельность как качество личности дошкольника

Страница 2

Однако не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна помощь взрослых, их умное руководство и организация. Необходимо только помнить один основной принцип - психика ребенка пластична, развивать ее можно различными средствами. Задача нас, взрослых, состоит в том, чтобы подмечать, умело использовать психологические особенности детей и не навязывать им средства и приемы, которыми владеет он сам.

В настоящее время общество ставит перед дошкольными образовательными учреждениями высокие требования. На первый план выдвигаются задачи по созданию условий для развития самостоятельной, творчески активной, любознательной, целеустремленной личности, т.е. на создание целостной системы развития и воспитания дошкольников.

Одним из основных звеньев такой системы является, на наш взгляд, развитие способности к целеполаганию у детей старшего дошкольного возраста. Постановка целей играет важную роль в умении ребенка дошкольного возраста удовлетворять свои потребности, организовывать деятельность, регулировать свое поведение.

Возраст от 5 до 7 лет является важным, сензитивным периодом для развития способности к самостоятельному целеполаганию. Однако, как показывает практика, данная проблема не всегда учитывается в деятельности педагогов дошкольных учреждений. В своей работе воспитатели отдают предпочтение формированию у детей конкретных, готовых знаний, сами задают цель деятельности, выбирают средства и пути ее достижения. Это часто приводит к неумению детей самостоятельно поставить цель, спланировать деятельность, управлять своим поведением.

Для ребенка раннего и младшего дошкольного возраста характерны частая постановка цели и смена деятельности, невозможность удерживать задуманную цель. В старшем дошкольном возрасте формируется произвольность психических процессов, т.е. способность регулировать свое поведение, ставить цели деятельности, находить доступные средства для их реализации и контролировать их достижение. Также наблюдается способность совершать какое-либо действие в уме, рассматривать и оценивать свои мысли и поступки, что способствует развитию рефлексии - способности осознавать и оценивать свою деятельность, полученные результаты, способы их достижения.

В данный возрастной период у ребенка формируется умение сознательно подчинять свои действия определенному мотиву. На наш взгляд, это приводит к устойчивой способности к постановке и реализации цели, так как выбор деятельности или отказ от нее должен быть ребенком мотивирован. Важная роль в этом процессе отводится педагогу. Общаясь с ребенком, он стремится обратить его внимание не только на привлекательную сторону деятельности, но и объяснить ее значимость для него самого и других.

Важную роль в развитии способности к целеполаганию мы отводим умению ребенка управлять своими эмоциями, поведением и деятельностью. Эмоционально-волевые проявления к концу дошкольного возраста становятся мотивом поведения, ориентированного на достижение цели. Воспитателю важно создать условия, которые будут способствовать формированию у детей стремления преодолевать трудности, не отказываясь от намеченной цели. Проведение такой работы поможет ребенку при дальнейшем обучении в школе.

Наше исследование показало, что другим важным условием в становлении осознанного целеполагания является развитие самостоятельности дошкольников. Благодаря этому у ребенка формируется умение ставить цель и предвидеть результат предстоящей деятельности. Также в процессе самостоятельной работы у ребенка проявляются такие качества, как инициативность, целеустремленность, любознательность, что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать свое поведение.

Только самостоятельная личность способна к самостоятельной деятельности. Поэтому работа в дошкольных образовательных учреждениях должна строиться не просто на передаче ребенку определенных знаний и формировании умений, но и на развитии самостоятельной деятельности, осознанной постановки цели, принятии решений и реализации их в своих действиях. По тому, насколько у ребенка будет развито умение самостоятельно действовать, можно будет судить об овладении им процессом целеполагания, так как с целеполагания всякая деятельность начинается и им же заканчивается.

Рассматривая самостоятельность как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.

Страницы: 1 2 3


Общее понятие о формах нравственного воспитания
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем ви ...

Типология упражнений
Упражнение в дидактике определяется как "планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества". Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на организацию репродуктивной (воспроизводящей) деят ...

Российская система образования
Система образования , имеющая большое значение в процессе подготовки личности к жизни и самореализации в обществе, возлагает большую ответственность за свою организацию на государственный аппарат. В Российской федерации создано множество социальных институтов, призванных обеспечивать население возм ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru