Знания, умения и навыки как предмет обучения связной речи. Их особенности

Комплексная педагогика » Развитие связной речи младших школьников на уроках русского языка » Знания, умения и навыки как предмет обучения связной речи. Их особенности

Страница 1

В современной дидактике выделяются четыре элемента культуры, составляющие содержание образования: 1) знания о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности; 2) опыт осуществления известных способов деятельности (умения и навыки); 3) опыт творческой деятельности;

4) нормы отношения к миру, людям.

В работе по развитию связной речи второй и третий элементы содержания образования сближаются и перекрещиваются между собой- усваивая опыт осуществления деятельности по созданию речевого произведения, ученики одновременно усваивают опыт творческой деятельности, ибо "творческим по сути является всякий акт деятельности языка".

Поэтому далее рассматриваются три указанных выше элемента содержания образования (применительно к работе по развитию связной речи учащихся).

Знания. Теоретические знания, усваиваемые учениками в процессе работы по программе "Развитие связной речи", — это главным образом знания о способах деятельности, о том, что и как надо делать, чтобы раскрыть тему и основную мысль высказывания, как собирать и систематизировать материал к высказыванию, как править написанное и т. д. Специфика этих знаний в их направленности на овладение речевыми умениями. Кроме того, ученики усваивают языковой фактический материал (слова, служащие средством связи между самостоятельными предложениями, крылатые выражения и т. д.); социальные идеи и оценочные знания об отношении к различным явлениям жизни и к людям, так как анализируют и создают тексты, в которых отражаются эти идеи и знания; методы науки как приемы учебной деятельности (например, методы анализа текста) и, наконец, определенные понятия и термины.

Вопрос о минимуме теоретических речеведческих знаний, о характере и специфике этих знаний относится к числу наименее разработанных в области методики развития речи. Однако уже сейчас можно выделить две группы рассматриваемых теоретических знаний.

I. Понятия, соотносительные с понятиями лингвистического или литературоведческого характера. Абзац, монолог, книжный стиль, стилистическая окраска — понятия таких разделов лингвистики, как синтаксис текста, стилистика. Что касается таких понятий, как тема, описание, рассказ, повествование, то они соотносятся с литературоведческими или с лингвистическими понятиями, близки к ним, но нетождественны. Например, в литературоведении тема — это то, что положено в основу, главная мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нем писателем, в методике тема определяется как предмет высказывания, то, о чем говорится в изложении или сочинении.

Таким образом, в методике учитывается лингвистическая и литературоведческая трактовка смежных понятий, однако рассматриваются они с других позиций, в системе понятий, обеспечивающих овладение связной речью, различными стилистическими разновидностями устной и письменной формы литературного языка (в тех пределах, которые указаны школьной программой). Естественно, что в методике вводятся и другие наименования для таких смежных понятий, например:

В литературоведении:

В методике:

Идея, основная идея, идейный смысл (литературного произведения)

Основная мысль высказывания (изложения, сочинения, развернутого ответа по предмету

Пейзаж

Описание природы

Интерьер

Описание помещения

Портрет

Описание внешности (но не описание портрета)

II. Понятия, не соотносительные с понятиями смежных филологических дисциплин. Это такие, например, понятия, как описание бытового предмета (вещи); описание "поэтического" предмета (не вещи); описание животного, помещения, местности; рассуждения на дискуссионную тему; рассуждения, требующие раскрытия понятий, и т. д.

Содержание этих понятий, как и других, о которых речь шла выше, осваивается учащимися в настоящее время практически, без заучивания их определений.

Страницы: 1 2


Формы и виды деятельности учащихся, направленные на самоконтроль и самооценку
Идея дифференцированного обучения была одной из основополагающих при создании советской общеобразовательной школы. Цель такого обучения была ясно изложена в одном из первых документов Советского правительства о народном образовании "Основные принципы единой трудовой школы": "Государс ...

Формы взаимодействия
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе ...

Применение опорных схем при преподавании темы «Кислоты, основания, соли в свете ТЭД»
Комплект опорных схем [9] (рис. 2), применяемых при изучении темы «Электролитическая диссоциация», состоит из четырех обобщающих схем (ОС): ОС-1. Электролитическая диссоциация. ОС-2. Кислоты, основания, амфотерные гидроксиды, соли как электролиты. ОС-3. Реакции ионного обмена. OC-4. Гидролиз солей. ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru