Знания, умения и навыки как предмет обучения связной речи. Их особенности

Комплексная педагогика » Развитие связной речи младших школьников на уроках русского языка » Знания, умения и навыки как предмет обучения связной речи. Их особенности

Страница 2

Умения и навыки, формируемые в процессе работы по развитию связной речи учащихся, имеют свои особенности: с их помощью учащиеся осваивают опыт творческой деятельности по созданию текста. Создавая речевое произведение, ученики используют усвоенные ранее способы речевой деятельности применительно к предложенной учителем теме высказывания, к данной или найденной самостоятельно речевой задаче (убедить в чем-то слушателей, передать определенную информацию, вызвать сочувствие и т.д.). В этом случае осуществляется перенос знаний и умений в новые обстоятельства — это одна из черт учебной творческой деятельности.

Если же ученик сам находит тему высказывания, или вычленяет ее из заданной широкой (например, из темы "У нас в школе" сам выделяет для своей статьи в газету тему "Мы и октябрята"), или находит свой подход к решению предложенной темы, даже свою форму преподнесения материала, значит, он способен видеть новую проблему в знакомой ситуации, способен, комбинируя известные способы деятельности, видеть разные возможные решения поставленной задачи и находить свой подход к решению. Это также признаки творческой деятельности, которые, естественно, проявляются по-разному, в разных сочетаниях, что и характеризует степень творческой самостоятельности учащихся. Ученик может, например, повторить (в большей или меньшей степени) тот конкретный образец текста, который был использован в классе для ознакомления с особенностями построения определенного речевого произведения, может создать по аналогии с разобранным образцом свой текст (на другую подобную тему, подсказанную учителем), может найти свою тему высказывания и свой подход к ее раскрытию — степень творческой самостоятельности ученика будет различной, что, конечно, должно учитываться преподавателем при оценке детских сочинений.

Рассматриваемые умения и навыки интеллектуального характера, поскольку они связаны с овладением способами речевой деятельности. При этом коммуникативные умения (умения создавать текст) опираются на речевые навыки (например, на произносительные навыки, навыки словоупотребления, согласования и управления слов), но сами не автоматизируются, так как включают элементы творчества.

Среди коммуникативных умений есть специфические для данного учебного предмета умения (например, умение совершенствовать написанное) и умения, которые формируются при изучении различных учебных дисциплин, например: умение выделять существенные и несущественные признаки в описываемом предмете,

отличать главное от второстепенного (в содержании излагаемого Текста) умение группировать (собранный к сочинению материал) умение обобщать (сказанное), делать вывод и т. д. Как видно из примеров, эти общие умения логического характера находят своеобразное преломление в деятельности ученика, связанной с опытом построения, организации, создания высказывания.

Многие из рассматриваемых умений и навыков имеют большое значение в учебной работе школьников, например: умение сжато излагать содержание текста, умение составлять план, умение собирать материал на основе прочитанного и т. д. Эти умения создают базу, на основе которой выпускники школы смогут и в дальнейшем самостоятельно пополнять знания, заниматься самообразованием.

Нормы отношения к миру (нравственные, эстетические и т.д.) усваиваются в процессе работы над различными по тематике высказываниями. Достаточно проанализировать только программу развития связной речи и учебник для IV класса, чтобы увидеть, что уже на этом этапе формируется оценочно-эмоциональное отношение к животным (описание животного), к предметам мира родной природы и к миру вещей — творениям рук человека (описание "поэтических" предметов и описание бытовых предметов), к нравственным нормам (элементарные рассуждения о поведении людей и литературных героев и рассказы о себе, своих поступках) к научным знаниям (рассуждения типа "Для чего нужно знать грамматику") и т.п.

При этом на уроках развития речи воспитывается не только культура чувств, но и умение словесно выразить свое эмоционально-оценочное отношение к тому, о чем идет речь в сочинении. И если учитель не должен навязывать своего мнения о предмете высказывания, своего отношения к нему, то он должен помочь детям разобраться в их эмоциях, помочь им выразить свои чувства (если этого действительно требует тема высказывания), что, как известно, затрудняет школьников.

Страницы: 1 2 


Учитель как исследователь творческого процесса
творческий учитель педагог математика Перед образованием в целом и перед каждым преподавателем в частности, извечно стоят три вопроса: зачем обучать чему-либо? чему учить? как учить? В современных условиях работнику необходим высокий уровень квалификации, обеспечивающий его конкурентоспособность на ...

Выбор используемых компьютерных и информационных средств обучения
Одним из основных этапов проектирования ИТО является этап выбора или специальной разработки, в соответствии с решаемой дидактической задачей, компьютерных или других информационных средств обучения. Большое их разнообразие не позволяет в настоящей главе полностью осветить все особенности этого проц ...

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности
Домашняя работа учащихся при обучении математике необходима. В ходе домашней работы закрепляются формируемые навыки, создаются условия для тренировки детей в самостоятельном применении приобретенных под руководством учителя знаний. Однако, изучая опыт, приходится констатировать, что одним из типичн ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru