Группы знаний и умений по развитию связной речи

Страница 2

К речевому оформлению подзаголовков плана предъявляются особые требования: они не только должны в предельно сжатой форме раскрывать тему и основную мысль высказывания, но и быть логически, а также стилистически согласованными между собой и с текстом (исходным или создаваемым).

Наброски плана составляются автором для себя, часто в условиях быстрой подготовки к высказыванию, поэтому к их речевому оформлению не предъявляются такие требования, как к плану.

Следует различать виды плана: 1) по соотношению обобщающих и конкретных формулировок: простой и сложный планы; 2) по речевому оформлению заголовков: цитатный, нецитатный, смешанный; синтаксически однотипный и синтаксически разнотипный планы;

Повествование, описание, рассуждение. Традиционно в методике это школьные жанры сочинений. В сущности же это определенные типы текстов. Каждый из них имеет свои структурные и языковые особенности. Если в центре высказывания — ход, развитие действия, временные отношения, перед нами — повествование; если — раскрытие признаков предмета, определительные отношения, мы строим описание; если же главное — аргументация, выявление причинно-следственных отношений, мы создаем рассуждение. Элементы повествования и описания в рассуждении играют такую же подчиненную роль, как описание и рассуждение в рассказе или элементы повествования и рассуждения в описании.

В сочинениях-повествованиях рассказывается о каком-нибудь событии, которое развертывается во времени, имеет динамику. Поэтому общая схема повествования такова: а) начало события; б) его развитие; в) конец события.

Описание — это такое ученическое сочинение, в котором раскрываются (словесно изображаются или перечисляются, указываются в определенной последовательности) признаки предмета, отобранные пишущим в зависимости от задачи высказывания, его замысла. Поэтому оно строится по другой композиционной схеме: а) часть, в которой передается общее впечатление от предмета, указывается его назначение, дается оценка; б) часть, в которой раскрываются признаки предмета, подтверждающие общую характеристику предмета.

В рассуждении обычно различаются следующие части: тезис — часть, содержащая мысль, которая будет доказываться; доказательная часть, содержащая аргументы. При этом порядок частей как в описании, так и в рассуждении может быть различным. В этих текстах может быть и третья часть, подчеркивающая высказанное ранее впечатление от предмета, его оценку (в описании), содержащая вывод (в рассуждении).

В простом (элементарном) рассуждении объясняется или доказывается одна мысль и обычно формулируется один вывод, в более сложных — несколько мыслей и соответственно делается более обобщенный вывод (или несколько выводов).

Подробное и сжатое изложение. Суть этого вида речевой деятельности в создании текста на основе исходного (прочитанного или услышанного). В отличие от подробного изложения, которое предполагает подробное воспроизведение содержания текста, сжатое изложение требует краткой, обобщенной передачи содержания исходного текста.

Коммуникативные знания и умения, характерные для письменной речи.

Способы совершенствования написанного.

Совершенствование написанного — это процесс переделки, исправления, улучшения созданного текста, т.е. процесс его редактирования. Это умение требует знания требований, предъявляемых к тексту, умения стать на точку зрения читателя, критически оценить изложение — степень раскрытия темы и основной мысли, композиционную стройность, точность и уместность использованных языковых средств.

Кроме того, ученики должны овладеть определенной последовательностью в работе над рукописью и приемами ее исправления (поправки).

Рассказ. В основе этого повествовательного жанра лежат эпизод, случай, происшествие. В рассказе выделяются три части: завязка — событие, с которого начинается действие, которое предопределяет развитие действия; кульминация — момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа; развязка — заключительное действие, которое явилось результатом развития события.

Страницы: 1 2 3 4 5


Анализ исходного состояния познавательного интереса у обучающих в процессе изучения дисциплины «Спецтехнология»
Экспериментальная работа по исследуемой проблеме осуществлялась в течение двух лет (2003-2005) и была направлена на преодоление противоречия между необходимостью целенаправленного развития познавательного интереса у обучающихся при изучении дисциплины «Спецтехнология» и отсутствием теоретически раз ...

Формирование нравственных чувств в онтогенезе детей с сохранным и нарушенным слухом
Одной из центральных линий психического развития дошкольника является нравственное развитие, которое тесно связано с формированием эмоциональной сферы. Эмоциональное и нравственное развитие — два взаимосвязанных процесса, которые дополняют друг друга в ходе воспитания дошкольников и осуществляются ...

Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает прое ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru