Группы знаний и умений по развитию связной речи

Страница 4

Темп также важное средство интонационно – звуковой выразительности речи. Хорошо известно, что и слишком быстрый темп, (скороговорка) и слишком медленный темп речи — одинаково опасные враги рассказчика и докладчика.

Выбор темпа определяется содержанием, основным замыслом, назначением высказывания, условиями общения. Так, для научно-учебной разновидности устного монолога характерен небыстрый темп произношения; для публицистического стиля — более быстрый темп речи; для "разговорных" повествований —сравнительно быстрый темп произношения.

Громкость, с какой произносится высказывание, также имеет существенное значение для восприятия излагаемого.

Прежде всего надо уметь взять "среднюю ноту", что позволит, если это будет необходимо, произносить отдельные части высказывания громче или тише. Эти изменения громкости должны быть связаны со смыслом и значением предложения или высказывания в целом, должны помочь в раскрытии главного, основной мысли высказывания.

Все указанные выше умения предполагают развитие умения слышать свой голос, контролировать себя во время речи, умение говорить так, чтобы везде было слышно (что особенно трудно в незнакомом месте).

Язык "внешнего вида" — это взгляд, мимика, жесты. Школа не готовит ораторов, поэтому следует ограничиться минимумом требований к обучению учащихся "языку внешнего вида". Главное, к чему в данном случае можно стремиться, — научить детей вести себя во время собственного устного высказывания, говорить, глядя на слушающих, обращая свой взгляд на аудиторию, держать себя так, чтобы не отвлекать внимание слушающих своим внешним видом (не делать ненужных движений, не дергаться, не размахивать руками, не смотреть на пол или в одну точку), а, наоборот, если есть такая возможность, подчеркивать взглядом, мимикой главное в излагаемом, свое отношение к нему, дополняя сказанное скупым и точным жестом (а иногда и заменяя жестом некоторые слова).

Способы подготовки к устным высказываниям. Известны следующие способы подготовки устных высказываний: а) составление плана, набросков плана; б) составление рабочих материалов; в) составление тезисов; г) составление письменного текста будущего высказывания; д) произнесение будущего высказывания.

Выбор того или иного приема подготовки зависит от многих обстоятельств как субъективного, так и объективного характера. К последним относятся условия подготовки. В одном случае (например, при подготовке к докладу, который планируется заблаговременно) можно не только составить подробнейшие записи, но даже, если это потребуется, написать весь текст доклада. Иное дело, когда неожиданно возникает вопрос, требующий обсуждения (например, на собрании). В данном случае можно зафиксировать лишь в нескольких словах или предложениях главное из того, о чем следует сказать (факты, аргументы), чтобы не упустить это важное во время выступления.

Детей необходимо познакомить с различными приемами подготовки устных высказываний. Однако, если учесть, что составлению тезисов как приему, требующему высокого уровня обобщения, целесообразно учить в старших классах, а также то, что прием проговаривания и прием составления текста будущего высказывания не требуют специального обучения, станет очевидным, что школьников IV—VIII классов надо учить двум основным приемам подготовки к устным высказываниям: составлению рабочих материалов и составлению набросков плана.

Первому из указанных приемов целесообразно учить в связи г проведением подготовленных высказываний. В составлении набросков плана учащиеся тренируются при работе над высказываниями, которые требуют быстрой подготовки. В рабочих материалах фиксируется прежде всего материал, отражающий основные моменты содержания и служащий раскрытию основной мысли будущего высказывания, затем те языковые средства, которые помогут связать отдельные его части, а также начало и конец высказывания. Кроме того; в рабочих материалах делаются пометки о произношении и употреблении некоторых слов" а также пометки об интонационной форме преподнесения материала, о тех средствах звучащей речи, которые помогут сделать высказывание более выразительным. Известно, например, что в своих набросках устных выступлений В.И.Ленин обычно указывал (с помощью различных обозначений), что именно и как надо оттенить в речи средствами интонации.

Страницы: 1 2 3 4 5


Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; - воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого пот ...

Методика развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образо ...

Становление элементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника
Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы. В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru