Основное содержание авторской концепции

Страница 2

Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом, она выполняет природоохранную функцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Цель организации экологического маршрута - развитие у учащихся, экскурсантов тропы, базисных элементов экологической этики, формирование позитивной направленности к природным объектам, активной личностной позиции, углубление знаний по основам лесоведения.

1. Привлекательность:

красота ландшафта – это его интуитивно ощущаемая полезность;

каждая тропа должна быть непохожа на другие;

тропа не должна быть монотонной;

2. Доступность:

необходимо, чтобы тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные дороги: посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к ому моменту, как он сделает первый шаг по тропе;

трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности прохождения, чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию.

3. Информативность:

способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем.

Оборудование экологической тропы

Одним из мероприятий по охране природы на тропе является ее оборудование. Нельзя забывать также о повышенной комфортности пути и обеспечении безопасности путешественников.

Для учебных экологических троп оборудование и мероприятия по ее благоустройству не очень сложны. Например:

Основные виды работ по созданию учебной экологической тропы:

№ п.п.

Вид работы

Характер исполнения

1.

Укрепление дорожно-тропиночного полотна, костровищ

Отсыпка щебенкой и гравием, укладка плоского дикого камня

2.

Разработка проекта, изготовление и установка малых архитектурных форм (информационные доски и опоры для них, смотровые площадки, скамьи, знаки и указатели, питьевой источник, мостики и др.)

Применение слегка обработанного природного материала: камня, дерева, покрытых лаком

Правила поведения на экологической тропе

В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:

запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;

с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;

в зоне тропы категорически запрещена любая охота;

топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в малообжитых районах;

на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);

курить и разводить костры можно только в специально отведенных местах;

движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;

по той же причине не стоит брать с собой собак;

после себя не оставлять никакого мусора.

Для достижения цели используются следующие методы:

1. Включение в структуру тропы элементов традиционного неразрушающего природопользования:

- Изготовление и установка на маршруте тропы информационных стендов;

- Регулярное проведение специалистами-лесниками, учителями экологии, биологии устных рассказов, бесед - о различных формах традиционного ресурсосберегающего природопользования, с привязкой к конкретным объектам территории тропы. Привлечение школьников к проведению экскурсий по тропе;

Страницы: 1 2 3 4


Государственные формы устройства для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
К государственным формам устройства относятся различные образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; а также учреждения социального обслуживания населения (детские дома – интернаты для детей – инвалидов с ...

Основные понятия культуры поведения детей дошкольного возраста
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, ...

Последователи учения
Любимый ученик и последователь М.В. Ломоносова, ректор университетской гимназии Николаи Никитич Поповский (1730-1760), осуществил перевод книги Д. Локка «Мысли о воспитании», сопроводив его вступительной статьей, где доказывал, что это педагогическое сочинение имеет общечеловеческую, истинно научну ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru