Позиция и положение ученика в современном образовании

Страница 2

- «за компанию» с одноклассниками;

- по настоянию родителей, которые часто переоценивают или наоборот недооценивают способности и возможности своих детей;

- по предельно близкому расположению здания вуза к месту проживания;

- по относительно низкой плате за обучение;

- из-за влияния СМИ и из-за влияния общих стереотипов на выпускника (выпускник считает, что располагает достаточной информацией о той или иной профессии и именно этим объясняет свой выбор дальнейшего обучения) [33].

Только в этот момент и может происходить некоторый процесс, отдалённо напоминающий самоопределение школьника, заключающееся всего лишь в выборе места дальнейшего получения образования. Противоречие здесь заключается в следующем: выпускник школы хочет получить хорошее, нужное ему, высшее образование, для этого он определяется с выбором вуза, но в современной образовательной сфере сделать это просто не возможно. Позиция выпускника обозначена так: “Не туда! И не туда. Остаётся только туда” – от отрицательного, вместо чётко осознаваемой цели, насчёт вхождения в сферу высшего образования вообще. Если раньше – лет 15 тому назад задумываться над этим выпускнику школы не приходилось, потому что люди всегда были встроены в различные организации: пионерия, профсоюзы и т.д., задающие направление на будущее этим людям, то теперь, в современном обществе, самостоятельное определение себя играет большую роль в становлении своей жизненной траектории.

Выпускники, решившие поступать в вуз, не учитывают так же и того момента, что в любом вузе набор специальностей лишь в некоторых аспектах соответствует запросу современного рынка труда. Проучившись, казалось бы, на приемлемой специальности в вузе, зачастую можно не найти себе место на действующем рынке труда [30]. Так зачем тогда окунаться в заведомо обречённый на неуспех процесс? Прожить пять лет, гордо причисляя себя к сообществу студенчества?

По нашему мнению, правильным решением выпускника в ситуации его неопределённости, может быть выбор в пользу отложения получения высшего образования на некоторый промежуток времени. Только когда точно знаешь, что от высшего образования хочешь получить, можно приходить в вуз и “брать” необходимые знания, соответствующие высшему образованию.

К сожалению, данная тенденция на стремительное получение высшего образования прочно укоренилась в сознании нашего общества, хотя «видения» себя в рамках конкретных специализаций, направлений, действующих в вузах у 18-летних подростков нет.

В подтверждение вышесказанного, хочу привести статистические данные центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, по которому:

- половина учащихся, как правило, своё профессиональное будущее не связывает с собственными реальными возможностями и потребностями рынка труда;

- 46% респондентов ориентируются на поддержку со стороны взрослых (родителей, родственников, знакомых);

- 67% – не имеют представления о научных основаниях выбора профессии, не владеют информацией о требованиях профессии к её «соискателям», не умеют оценивать свои возможности;

- 44% не осведомлены о том, где учиться, чтобы получить профессию по интересующей их сфере труда [33].

К причинам сложившегося положения следует отнести ряд причин: во-первых, школьник не может обнаружить у себя такой способности, как самоопределение, потому что в его жизни в школе невозможно выделить опыт её приобретения и использования; во-вторых – и родители, которые жизнь прожили без этой способности, выпускнику не помогут.

Тогда всё внимание обращается на внешние, по отношению к семье, инстанции. И здесь выделяются следующие причины: отсутствие государственной заинтересованности в социальном сопровождении подготовки будущих кадров ещё cо школьной скамьи, а так же нежелание педагогической общественности уделять должное внимание личностному самоопределению школьников [30].

Это нежелание, естественно, не выглядит как прихоть педагогической общественности так себя вести. Оно сложилось в силу критической ситуации в современном высшем образовании. Ведь прежде чем обратить внимание на проблемы учеников, необходимо решить наболевшие в сфере образования вопросы. А пока выпускникам приходится своими силами, явно недостаточными, разбираться в том, что ждёт их за стенами школы.

Страницы: 1 2 


Роль нравственного воспитания в образовательном процессе
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные дру ...

Сущность интеллектуальной готовности к школе, ее критерии
Когда речь идет об умственном развитии и его уровне, то обращают внимание на совокупность знаний, умений и освоенных действий, которые, собственно, и сформировались в процессе приобретения этих знаний и умений. Это наличное достояние создает базу для усвоения новых знаний я умений, возникновения и ...

Урок окружающего мира как форма приобщения детей к экокультуре
Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе. В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы: 1 уров ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru