Развернутый урок по теме «Основания»

Страница 1

Цели урока: познакомить учащихся с новым классом химических соединений – основаниями, их свойствами (отношение к воде, действие на индикаторы, взаимодействие с кислотами), практическим использованием оснований в быту и народном хозяйстве; развивать умения работать с химическим оборудованием и реактивами, сравнивать, анализировать, делать выводы; прививать интерес к предмету.

Оборудование и реактивы

. На столах у учащихся: твердые гидроксиды натрия, кальция, меди, железа (III), вода, соляная кислота, растворы индикаторов (метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус), пробирки, спиртовка, тигельные щипцы, предметное стекло.

На демонстрационном столе: растворы щелочи (концентрированные), фенолфталеина, соляная кислота, растворы индикаторов в кислоте, щелочи, нейтральной среде. Шерстяная ткань, стеклянная палочка, лабораторный штатив, химический стакан.

Ход урока

I. Организационный момент:

¨ проверка готовности

¨ учет посещаемости

II. Изучение нового материала

Учитель

: Ребята, вы уже много узнали о веществах, их практическом использовании человеком. Вы знакомы с такими классами неорганических соединений, как оксиды, кислоты и соли. Сегодня мы познакомимся с новым классом неорганических веществ - основаниями.

Что же собой представляют вещества, называемые основаниями.

На столах у вас есть пробирки с основаниями, на пробирках написаны формулы NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3. Выясните, есть ли какое-либо сходство в составе этих веществ.

Учащиеся отмечают, что во всех веществах присутствует группа ОН.

Учитель

: Группу ОН называют гидроксогруппой, она одновалентна.

Учитель

: А чем еще схожи основания?

Учащиеся:

гидроксогруппы в основаниях связаны с атомами металлов.

Учащиеся записывают определение оснований в тетради.

Вывод:

Сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроскогрупп, называют основаниями

.

Затем учащиеся знакомятся с правилами номенклатуры оснований и называют вещества, имеющиеся у них на столах.

Учитель:

Опишем физические свойства оснований.

Учащиеся делают вывод, что все основания - твердые вещества. Затем выясняют растворимость оснований в воде.

Лабораторный опыт

К гидроксидам приливают по 3 - 4 мл воды и взбалтывают смесь. Учащиеся делают вывод: основания делятся на растворимые и нерастворимые.

Учитель

: Сейчас мы введем в наш химический лексикон еще один новый термин. Растворимые основания называются щелочами

. По учебнику учащиеся выясняют, какие основания относятся к щелочам.

Далее учитель знакомит учащихся с правилами обращения со щелочами, проводит демонстрационный опыт (воздействие щелочи на шерсть). Затем рассказывает о применении щелочей (используется таблица).

Таблица 2.1.

NaOH Гидроксид натрия

Каустик едкий натр каустическая сода

применяют для производства мыла, в текстильной промышленности

Са (ОН)2 Гидроксид кальция

гашеная известь известковая вода

используется в строительстве, для известкования почв, для побелки деревьев

Учитель

: Выясним, изменяют ли растворы щелочей окраску индикаторов.

Лабораторный опыт

Учащиеся разливают раствор гидроксида натрия в 3 пробирки, добавляют индикаторы и отмечают изменение окраски. Проверяют, изменяется ли окраска фенолфталеина в гидроксиде меди (II).

Учащиеся делают вывод:

В растворах щелочей индикаторы изменяют окраску, а в нерастворимых основаниях - нет.

Учитель:

Ребята, с индикаторами вы встречаетесь не только в химлаборатории, но и дома. Так, в качестве индикатора мы можем воспользоваться заваренным чаем, соками некоторых растений - свеклы, черной смородины.

Для выяснения химических свойств оснований учитель проводит демонстрационный опыт (взаимодействие щелочи с кислотами) и записывает уравнение реакции. О прохождении реакции учащиеся судят по изменению окраски фенолфталеина.

Страницы: 1 2


Методика изучения химических свойств оснований
На уроках химии дети могут испытать радость совершения маленьких открытий. Знакомя учащихся с новым материалом, автор [6] не излагает его в виде лекции, а, наоборот, старается включить школьников в беседу. Пытаясь ответить на вопросы, они открывают для себя то, что в науке давно исследовано, но им ...

Понятие о способностях и их природе
Большое значение в психологии придается проблеме способностей вообще и проблеме способностей школьников в частности. Целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. Здесь можно упомянуть таких, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубин ...

Значение конструирования для всестороннего развития дошкольников
Конструктивная деятельность ребенка – достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызыва ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru