Информационное обеспечение методической подготовки студентов педвуза

Комплексная педагогика » Информационное обеспечение методической подготовки студентов педвуза

Страница 4

Предметные методики призваны раскрыть красоту соответствующей науки. Исследовательская деятельность пронизана стремлением к творчеству. Именно эстетический фактор ориентирует ученого на выбор оптимального пути из различных альтернативных направлений научного поиска. Если эстетическим мотивам отводится большая роль в развитии науки, то они должны занимать важное место и в обучении. На существенное значение эстетики в образовании школьников обращал внимание еще К.Д.Ушинский.

В предметных методиках ведутся исследования вышеназванной проблемы. Так, в методике обучения математике построена модель красоты математического объекта, выделены уровни сформированное эстетической привлекательности, выявлена роль эстетических мотивов в решении задач, выделен эстетический потенциал формирования математических понятий, изучения теорем, решения задач [8]. Основные положения влияния законов красоты на обучение предмету и обучения на формирование эстетического вкуса учащихся должны быть раскрыты в учебном пособии. Более подробное знакомство студентов с этими вопросами может быть осуществлено в рамках элективных курсов.

Приложения содержат методику обучения отдельным разделам, темам. Например, в методике обучения математике традиционно выделяют методику обучения алгебре, геометрии, математике в начальных классах. В первый раздел включают методику обучения элементам математического анализа и теории вероятностей.

Изложение материала в приложении должно осуществляться в контексте методологии методики обучения. Так, использование деятельностного подхода предполагает выделение действий, составляющих понятие, закономерности, метод, конструирование упражнений, ориентированных на их усвоение, разработку мотивационной сферы и средств контроля и самоконтроля. Различные конкретные ситуации способствуют пониманию сущности диалектики, системного анализа и деятельностного подхода.

Использование деятельности в качестве составляющей методологии предметной методики повышает значимость задач в подготовке будущего учителя в педвузе. Заметим, что результаты методических исследований значительно повысили их роль и в обучении учащихся. Особенно это характерно для методики обучения математике. Задачи являются носителем элементов содержания образования; средством целенаправленного формирования знаний, умений и навыков; одной из форм реализации методов обучения математике; способом организации и управления учебно-познавательной деятельностью учеников.

Деятельностная концепция реализуется с помощью задач, усиливающих мотивацию введения понятия, выявляющих существенные свойства понятия, облегчающих усвоение терминологии, символики, понимание смысла каждого слова в определении; его запоминание; овладение объемом понятия; установление взаимосвязи понятий, их применение и конструирование. Важно подбирать учебный материал, способствующий приобщению учащихся и студентов к творческой деятельности. Задачам в курсе методики обучения математике принадлежит двойная роль: они формируют у студентов интерес к исследовательской деятельности, овладению методологией научного поиска и вводят студента в лабораторию учительского труда, обучают работе со школьными задачами, методике их решения, умению конструировать их системы. В учебных пособиях чаще всего приводятся обычные школьные задачи: доказать, вычислить, построить. Ясно, что такие задачи будущий учитель должен уметь решать, однако в его подготовке ими ограничиваться нельзя. Приведем в качестве примера несколько методических задач другого типа.

1. В одной из контрольных работ некоторые учащиеся не решили уравнение. Они пытались применить общую формулу для нахождения корней квадратного уравнения, но в данной необычной ситуации не смогли справиться с его решением. Объясните причину этого явления. Сконструируйте аналогичную ситуацию и экспериментально подтвердите ваш вывод.

2. Один учитель, готовясь к уроку на тему "Смежные углы", решил провести его так, как он намечен учебником геометрии: ввести понятие смежных углов, дать его определение, доказать теорему о сумме смежных углов, выполнить ряд упражнений на применение этой теоремы. Другой учитель предусмотрел упражнения на распознавание смежных углов в ситуациях, определяемых существенными признаками этого понятия. Третий учитель использовал в упражнениях различные ситуации расположения заданных углов, из которых требуется выделить смежные. Действия какого учителя, по вашему мнению, наиболее грамотные? Проведите эксперимент по сценариям уроков всех трех учителей и сделайте выводы.

3. Дан фрагмент плана урока.

I. Актуализация опорных знаний и умений. Решение задачи, мотивирующей введения понятия (предполагается выявить закономерность, подлежащую изучению и ее содержание).

П. Формирование понятия. Выполнение упражнений на усвоение действий, составляющих понятие. Организация работы с закономерностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Типы инновационных подходов
В нашей систематике педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы: - По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средст ...

Анализ констатирующего эксперимента
Обследование состояния лексического словаря у детей экспериментальной группы включало разнообразные задания, с целью выявления активного и пассивного словарного запаса, понимания лексического значения слова. Результаты занесены в таблицы и диаграммы. В анализе состояния лексики обследуемых отмечало ...

Диагностика деловой игры как формы методической работы
В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение. П ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru