Методы и технологии изучения личности в социальной педагогике

Комплексная педагогика » Особенности социально-педагогической деятельности с личностью » Методы и технологии изучения личности в социальной педагогике

Страница 1

При всем многообразии подходов к пониманию личности в социальной педагогике традиционно выделяются следующие проблемы ее изучения:

многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;

междисциплинарный статус проблем личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;

зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;

разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом.

Изучение личности и «пополнение» общей теории личности возможно как путем теоретических, так и путем психодиагностических, экспериментальных и прочих исследований.

Эти проблемы имеют как теоретические, так и практические аспекты. А.Г. Асмолов указывает на тот факт, что пока теоретическая психология личности пребывает в кризисе, практико-ориентированные психологи применяют знания из различных смежных наук: философии, социологии, филологии, семиотики, семантики, а также в областях практической психологии, консультирования и психотерапии, привнося тем самым новое знание и в практику и в теорию личности.

Изучение личности в социальной педагогике решает практические задачи, так как на этой области знания, во многом, социально – педагогическая терапия, практическая педагогика, управление и менеджмент и т.д.

При изучении личности социальный педагог использует различные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, социометрия, тестирование и другие. Диагностическая функция – одна из основных в деятельности социального педагога. Она заключается в комплексном социально- педагогическом исследовании, которое требует серьезного анализа.

Диагностика – важнейший компонент социальной технологии (цель – диагноз – прогноз – программа – внедрение – анализ). Чаще всего объектом диагностики выступает личность учащегося. Реализация диагностической функции предполагает выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения, уточнение социальной ситуации развития. Диагностируя, социальный педагог определяет степень развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением индивида в различные социальные связи, ранжирует их. Он описывает диагностируемые особенности индивида, рисует «социальный портрет» его личности.

Метод наблюдения используется при изучении внешних проявлений поведения человека. Виды наблюдения: включенное (с вмешательством в ход деятельности и общения), систематическое, несистематическое, ситуативное. Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы изучать поведение, надо выработать умение точно наблюдать за действиями, речью, жестами, мимикой, а главное, научиться правильно истолковывать социальное значение этих внешних проявлений человеческого поведения. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить внимание. При необходимости поступки и слова наблюдаемого записываются, а затем анализируются.

Беседа – это метод, который позволяет получать и корректировать информацию на основе вербальной коммуникации, т.е. с помощью задаваемых вопросов и получаемых ответов. Это важный способ проникновения во внутренний мир личности и понимания ее проблем. Успех беседы во многом зависит от степени ее подготовленности, умения расположить к себе, формулировки вопросов, выстраивания их в определенной последовательности, логике. Вначале социальный педагог кратко излагает тему, цель опроса, затем предлагает ответить на наиболее простые по смыслу вопросы. Затем можно задавать более сложные вопросы, требующие анализа, активизации памяти. Если требуется перейти к новому направлению беседы, надо это пояснить собеседнику, переключить его внимание. Учет возраста ребенка, его индивидуальных особенностей – непременное условие успеха беседы.

Страницы: 1 2 3


Комплекс условий реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
Условия развития ученического самоуправления Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера. Организационные условия состоят в том, чтоб ...

Функционально-стилистические разновидности речи
Между формами языка и его стилями существуют сложные взаимоотношения. Каждый из функциональных стилей употребляется и в устной, и в письменной речи. Однако некоторые стили реализуются преимущественно в определенной форме языка (речи). Так, например, разговорный стиль чаще всегосвязан с устной формо ...

Основное содержание авторской концепции
Ученый В. Вернадский ввел в науку понятие «ноосферы»— сферы разума, рациональной человеческой деятельности в условиях окружающей среды. Человек, являясь частью биосферы, несет ответственность за ее судьбу. Это требует нового сознания. Экологию можно рассматривать как применение разума к решению про ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru