Методы и технологии изучения личности в социальной педагогике

Комплексная педагогика » Особенности социально-педагогической деятельности с личностью » Методы и технологии изучения личности в социальной педагогике

Страница 2

Анкетирование, по определению М.В. Шакуровой, – метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. По форме может быть закрытое (с приведением полного набора вариантов ответов) и открытое (не содержит под- сказок и не «навязывает» вариант ответа) анкетирование. Разновидностью анкетирования является методика незавершенных предложений, которая помогает собрать более богатую по содержанию информацию.

Метод интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Формулирование вопросов происходит по определенной теме, например, «Взаимоотношения в семье». Социальному педагогу очень важно выявить отношения в классе, в группе.

Социометрия – это метод, который помогает выявить статусное положение учащихся в классе (лидеров, отвергаемых). Она не только позволяет получить нередко скрытую от непосредственного наблюдения информацию о межличностных отношениях, но и позволяет работать с любой малой группой вне зависимости от специфики ее жизнедеятельности.

Биографический метод позволяет на основе анализа личных документов, свидетельств родственников, интервью исследовать субъективные стороны общественной жизни. Фиксируются личные отношения человека к социальным процессам, психологическим ситуациям.

Метод анализа документов использует в качестве источников биографических данных различного рода переписку, фотографии, медицинские карты, дневники, классные журналы.

Метод генерации настроений предполагает анализ причин поступка и настроения, решение проблем психического состояния индивида.

Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Большинство тестов включают инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, сами задания, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет «читать» тест, инструкцию по повторному заключению. Могут использоваться рисуночные тесты («Моя семья», «Несуще-ствующее животное», «Кактусы» и другие).

Представляют интерес цветовые тесты. Так, восьмицветный тест Люшера позволяет диагностировать состояние человека в данный момент, можно описать свою жизнь, отношение к родителям, друзьям в предпочтительных цветах. Графическая беседа «Круг общения» помогает выявить конфликты ребенка с окружающими. В работе социального педагога необходимо комплексное объединение методов, позволяющее исследовать личность в широком диапазоне. Сформулированный диагноз служит основой для определения стратегии и тактики социально-педагогической деятельности.

Личность требует от социального педагога бережного отношения. Л.Ф. Бурлачук и С.М. Морозов приводят требования к специалисту-пользователю, в том числе социальному педагогу:

Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в области исследования личности, о том, какие именно методики могут быть применимы для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими;

Если психологи предупреждают о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от психодиагностики вообще;

Пользователь, получивший доступ к психодиагностическим методикам личности, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны;

Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он так же, как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;

Страницы: 1 2 3


Принципы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста
Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральным нормам нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», ...

Методы, способствующие повышению познавательной активности учащихся на занятиях производственного обучения
Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. ...

Классификация упражнений для работы с компьютером
Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механическ ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru