Формирование нравственных чувств в онтогенезе детей с сохранным и нарушенным слухом

Страница 3

Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний [13]. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое, понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано.

Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями.

Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Взрослые же — внимательный педагог, родители - легко определят эмоциональное состояние ребенка по его мимике, интонациям, двигательным реакциям, репликам [10]. Заметив, что мальчик часто подбегает к окну, всматривается в сгущающиеся сумерки, воспитатель понимает его тревогу: мама сегодня задерживается на работе, а ребята уже почти все разошлись по домам. Педагог затевает веселую игру в мяч и вовлекает в нее всех оставшихся. Исчезает детская тревога, время проходит незаметно. Положительные состояния — бодрость, радость, веселое оживление, чувство защищенности, уверенности в своих силах — благотворно сказываются на жизнедеятельности организма ребенка; отрицательные — состояние уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний — угнетают деятельность сердечно-сосудистой системы и желез внутренней секреции[20].

Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми[3]. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения [2]. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам [23].

Спец. школа и спец. детские учреждения наряду с общими задачами нравственного воспитания призваны выполнять и особые задачи по коррекции и компенсации вторичных отклонений, встречающихся в развитии личности аномальных детей [15].

Вследствие своеобразия, которое наблюдается в формировании морального, облика детей с нарушениями слуха, необходимо выработать и применять к ним особый педагогический подход. Своеобразие заключается в том, что аномальным детям трудно общаться со сверстниками, имеющими нормальное развитие, и взрослыми из-за первичных нарушений зрения, слуха, речи, интеллекта и вторичных нарушений (недоразвитие речи, мышления у глухих; вторичная задержка общего развития у детей, страдающих алалией; затруднение в пространственной ориентировке, в коллективной деятельности, в играх у слепых и т. д.) [25].

Кроме того, на развитие личности детей с нарушениями слуха непосредственно влияют ограниченный чувственный и практический опыт, недостаточное понимание психологии др. людей, социальных и моральных требований. Все это затрудняет накопление и обобщение нравственного опыта у аномальных детей.

Необходимо учитывать, что дети с нарушениями слуха, при неправильном воспитании проявляют недоверчивость и даже враждебность к др. людям из-за недостаточного понимания мотивов их поступков, а иногда противопоставляют себя нормальным детям и взрослым [5]. Нередко дети с нарушениями в развитии стремятся изолироваться, замкнуться в себе или же ведут себя агрессивно по отношению к людям, не нашедшим правильного подхода к ним. Поэтому, прежде всего, нужно завоевать доверие ребенка, найти и устранить повод, мешающий контакту его с педагогом, заставить поверить в доброжелательное, справедливое отношение к себе [41].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Методы контроля и самоконтроля
Устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений); письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль); методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля ...

Память как познавательный психический процесс
Понятие о памяти занимает ведущее место среди всех других психологических терминов. Это в первую очередь связано с реальным значением памяти в жизни и деятельности человека. Памяти издревле придавалось большое значение. Свое начало психология берет в практической трудовой деятельности людей, в проц ...

Становление элементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника
Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы. В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru