Формирование нравственных чувств у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с народными сказками

Комплексная педагогика » Формирование нравственных чувств у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с народными сказками

История развития дефектологии характеризуется непрерывными научными поисками путей совершенствования системы обучения и воспитания детей с недостатками физического и умственного развития. Дефектологическая наука, как и большинство прикладных наук, шла в основном по пути эмпирического накопления конкретных фактов, сведений, наблюдений, представлений с систематическим их обобщением и теоретическим осмыслением данных клинического, нейрофизиологического, аудиологического, психолого-педагогического изучения особенностей развития детей. Важными условиями приобщения к нормам жизни в обществе, познания отношений между людьми, расширения кругозора являются общение и деятельность ребенка.

Маленькие неслышащие и слабослышащие дети имеют недостаточный опыт общения и не всегда полно понимают нормы и правила поведения в различных ситуациях, не умеют общаться. Бедность их социальных представлений связана с особенностями нарушений, с недостаточным житейским опытом, а также трудностью влиять на них с помощью речи, через чтение детской литературы.

Художественная литература и фольклор важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература и фольклор влияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (469 - 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Познание совершенствование нравственности, по его мнению, цель воспитания. Именно нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе.

Однако эти высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания»

Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах Ушинского К. Д., Белинского В. Г., Добролюбова Н. А., Герцена А. И., Чернышевского Н. Г. отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.

Толстой Л.Н. считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В.Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.

В последнее время в отечественной и зарубежной сурдопсихологии и сурдопедагогике заметно увеличился интерес к проблемам эмоционального и нравственного развития детей с нарушениями слуха (Э.А. Вийтар, Б.Д. Корсун-ская, О.И. Кукушкина, Н.В. Мазурова, Н.Г. Морозова, В. Петшак, А.З. Свердлов и др.). Исследователи отмечают, что основная задача воспитания состоит в том, чтобы, наиболее полно используя компенсаторные возможности ребенка, избежать дефицитарности развития не только в познавательной сфере, но и в эмоциональном плане.

Вопросы формирования нравственности у детей с нарушениями слуха на сегодняшний момент изучены не достаточно. Противоречие между значимостью нравственного воспитания детей с нарушениями слуха и её недостаточной методической разработанностью обусловило выбор темы исследования.

Тема нашего исследования «Формирование нравственных чувств у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с народными сказками»

Цель: повышение уровня сформированности нравственных чувств у детей с нарушениями слуха в ходе ознакомления с народными сказками.

Объектом нашего исследования является нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предметом нашего исследования является процесс формирования нравственных чувств у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста.

В соответствии с предметом и объектом определяется гипотеза исследования - предположение о том, что использование средств народного фольклора, а в частности народной сказки, положительно влияет на формирование нравственных чувств детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, при соблюдении следующих условий:

1) проведение целенаправленной работы в данном направлении;

2) построение программы педагогических мероприятий в форме комплекса специально разработанных игр и упражнений обучающего характера;

3) индивидуализация процесса формирования нравственных чувств детей с нарушениями слуха дошкольного возраста исходя из выявленного уровня их развития.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

-проанализировать теоретические основы проблемы формирования нравственных чувств у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста в специальной литературе;

- изучить специфику нравственных чувств детей с нарушениями слуха;

-провести работу по формированию нравственные чувства у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста;

- определить степень её эффективности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: положения материалистической диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности и целостности явлений реального мира; об общем и специфическом развитии детей с нарушениями слуха дошкольного возраста (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, А.А Катаева, И.М.Соловьёв, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф и др.); основополагающие идеи психологии и педагогики обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями (Л.С. Выготский, Л.А. Головчиц, В.И. Лубовский, Н.Г. Морозова, Я.З. Неверович и т.д); идеи о единстве развития, социализации, воспитания и самовоспитания личности в процессе становления ее нравственной культуры (О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский и др).

Методы исследования:

1) анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

2) педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этап);

3) количественный и качественный анализ полученных в результате исследования данных;

4) беседа, анализ личных дел, наблюдение.

Этапы исследования:

I этап (октябрь-ноябрь 2008 г.) – определение проблемы и постановка цели исследования, изучение истории и теории вопроса, уточнение гипотезы и определение задач.

II этап (декабрь 2008- январь 2009г.)- разработка и проведение констатирующего этапа эксперимента, утверждение программы опытно-экспериментальной работы на формирующем этапе.

III этап (март 2009г.- январь 2010г.)- проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента. Обработка и оформление результатов исследования

Практическая значимость: Предложенный комплекс педагогических мероприятий может быть рекомендован в практику работы дошкольных учреждений в целях формирования нравственных чувств детей с нарушениями слуха.


Влияние уроков физкультуры на уровень физической подготовленности учащихся
Изучение уровня физической подготовленности занимающихся – задача, которая часто ставиться и решается в практике физкультурно-спортивных исследований. Авторы, изучающие двигательную активность современных школьников (10, 17), пришли к выводу, что дефицит физической активности отрицательно сказывает ...

Методы формирования сознания личности
Основной задачей методов этой группы является формирование убеждений, взглядов, стремлений воспитанников. Чтобы воспитать определенные целью воспитания личностные качества, необходимо донести до воспитанников смысл этих качеств, их значение в полноценной повседневной и трудовой деятельности, важнос ...

Качества, необходимые для работы с одаренными детьми
Анализ нескольких программ, разработанных специально для одаренных детей, показал, что в программе «Astor» для интеллектуально одаренных детей (начиная с детей 4-летнего возраста и кончая учениками 3-го класса начальной школы) наиболее четко выделены те специфические качества, которыми должен облад ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru