Цель: формирование нравственных чувств у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста средствами народных сказок.
Программа для слабослышащих детей включает 3 этапа с постепенным усложнением заданий от этапа к этапу, при этом все задания были взаимосвязаны между собой. Вся система работы состоит из игр, упражнений и народных сказок, которые проводились в течение 4-х недель (конец марта – начало апреля).
Некоторые игры проводились индивидуально с каждым ребенком, а сказки со всеми испытуемыми одновременно. Занятия проводились 3 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность подгрупповых занятий составляло 25 – 30 мин., индивидуальных – 10 – 15 мин. Игры, проводимые с детьми на занятии, наглядно представлены в приложении № 3.
Система работы по формированию нравственных чувств у детей с нарушениями слуха
Этапы |
Игры и упражнения. |
Цели: |
I этап Подготовительный. Цель: Развивать эмоционально- нравственную сферу детей. |
«Назови себя», «Позови ласково», «Волшебный стул», «Передача чувств», «Подарок другу», «Перевоплощение» |
Учить представлять себя коллективу сверстников; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу; учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом; Задачи: закреплять умения вести себя в соответствии с правилами; повышение самооценки у детей. |
II этап Основной. Цель: Формировать у детей определённые психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. |
Сказки. «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя» «Курочка Ряба» |
Цель: Сформировать гуманные чувства, представление о добре и зле, положительное отношение к литературным героям. Задачи: формировать представления о труде, дружбе, лести, хитрости; воспитывать сочувствие к несправедливо обиженным; формировать представления о добре и зле: зло наказывается, добро вознаграждается |
III этап Заключительный. Цель: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и к людям; развивать коммуникативные способности. |
Сказки, игры и упражнения. Игры и упражнения: «Солнечный зайчик», «Пирамида любви», «Волшебники», «Мы узнаем мир по именам», «Движения и жесты общения», «Слушай, как звучит слово» (тихо, громко, коротко, длинно); «Узнай предмет по описанию» Сказки: «Три поросенка», «Заяц- Хвастун», «Царевна-лягушка», «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Цели: Сформировать у детей эмоциональное отношение : положительного - к скромности, отрицательного - к хвастовству, лести, лживости; формировать представления о скромности. Задачи: воспитывать гуманные чувства, формировать представления о добре и зле, воспитания доброжелательности и сочувствия, формировать представления о дружбе, доброте, |
На первом этапе дети проявляли интерес к играм, а особенно Стас П., Катя М. Не все дети сразу понимали игры, у них возникали трудности, так как они плохо воспринимают информацию на слух. Некоторые игры совсем не понимали и не могли словесно воспроизвести их. Это Костя Н., и Миша Н.
Процесс применения комплекса ролевых игр, направленных на формирование
игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста
Цель: разработка и применение комплекса ролевых игр, направленных на формирование игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Подобрать ролевые игры с учетом возрастных особенностей и особенностей развития умственно отсталых детей. Разработать комплекс ролевых и ...
Организация и проведение природоведческих экскурсий с целью развития
бережного отношения к природе у старших дошкольников
Цель формирующего этапа эксперимента - выявить педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование бережного отношения к природе на природоведческих экскурсиях. Задачи формирующего эксперимента: 1) разработать комплекс природоведческих экскурсий по повышению уровня бережного отношения к пр ...
Формирование словаря существительных у детей в
онтогенезе
В современной психологической литературе подчёркивается, что предпосылки формирования речи определяются двумя процессами. Первый процесс это - неречевая предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающей действительностью через чувственное, конкретное восприятие мира. Второ ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...