Психолого-педагогические условия формирования нравственных чувств

Страница 1

Одним из основных принципов отечественной педагогики и психологии является положение о воспитании в деятельности. Именно в деятельности создаются возможности для преодоления формализма в знаниях детей о моральных нормах, для воспитания нравственно-волевых качеств и отношений со сверстниками: в собственном практическом опыте они овладевают нормами морали и самостоятельно используют их в качестве средств саморегуляции поведения [4].

Воспитание нравственного поведения - это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение [10]. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата [12].

Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы [13].

В психолого-педагогической литературе подчеркивается, что задачи нравственного воспитания реализуются наиболее полно при создании ряда педагогических условий [10].

Академик Б.Т. Лихачёв выделяет следующие условия:

1)Педагогический процесс должен быть построен на основе личностно ориентированной модели его организации.

2)Предлагаемое содержание должно заключать в себе достаточные трудности, позволяющие детям приобретать опыт приложения усилий.

3)Деятельность, предлагаемая детям, должна быть для них интересной и эмоционально насыщенной.

4)При руководстве деятельностью детей, педагог использует оценку: оценивает результат, отношение к деятельности, к сверстникам.

5)Следующим педагогическим условием, способствующим воспитанию доброжелательных взаимоотношений, является организация коллективной деятельности.

Подробнее об этих условиях:

1)Педагогический процесс должен быть построен на основе личностно ориентированной модели его организации.

Педагог, планируя и организуя педагогический процесс, учитывает всевозможное влияние на него со своей стороны и со стороны детей. Он учитывает их потребности в самостоятельности, удовлетворении интересов, становится партнером по деятельности. Общение между педагогом и ребенком приобретает характер диалога, допускает наличие множественного числа суждении, предложении, несогласии, что побуждает к совместному обсуждению и принятию общих решений.

Страницы: 1 2 3 4 5


Детский дом открытого типа
Учреждение открытого типа я рассматриваю на примере детского дома №2, расположенного в районе совхоза «Октябрьский». Ситуация, в которой живут воспитанники детского дома достаточно плачевная. Здание расположено в лесной зоне, среди частных домиков, дач. Напротив центрального входа детского дома рас ...

Теоретические подходы к исследованию креативности в современной психологии
Отправной точкой дипломной работы стало исследование понятия «креативные способности», которые были соотнесены с такими понятиями, как «творческая деятельность», «методы организации творческой деятельности». Анализ философской, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований (В.В ...

Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru