Психолого-педагогические условия формирования нравственных чувств

Страница 4

В беседах с детьми педагог может встретиться с неточными или неверными ответами. В подобных случаях ему очень важно высказывать свое суждение, но не в виде прямого отрицания или замечания, а в форме выражения собственного мнения как бы на правах партнера, оставляя за ребенком право возражения или несогласия, и лишь путем последующего обсуждения подводить ребенка к осознанию своей ошибки [33].

Нередко такая оценка может заменяться индивидуальной беседой. Например, рассматривая выполненный ребенком рисунок, педагог подводит его к обнаружению недостатков следующим образом: обращаясь к нему, замечает: «Какой замечательный рисунок ты задумал для подарка маме! (Обратите внимание, сначала педагог отмечает что-либо положительное в работе.) Красивый букет тюльпанов! И оригинально раскрасил цветы: каждый лепесток красный, с оттенками оранжевого и желтого цвета. Но посмотри на лепестки первого и второго цветка, в чем их отличие? Одинаково ли аккуратно они закрашены?» Побуждаемый педагогом ребенок обнаруживает недостаточно тщательно заштрихованный лепесток, закрашивает его, добиваясь лучшего качества. И замечание педагога он воспринимает как совет к исправлению ошибки.

5)Следующим педагогическим условием, способствующим воспитанию доброжелательных взаимоотношений, является организация коллективной деятельности. В ней присутствуют общая цель, распределение обязанностей (ролей), общий результат. Ее характеризует и объективная структура деятельности, предполагающая наличие ситуаций, требующих взаимодействий партнеров. Так, в игре необходимо договориться, кто какую роль будет выполнять, а в процессе игры согласовывать предложения участников о дальнейшем развитии сюжета (например, пойдет ли «семья» в парк или будет готовить праздничный обед). В процессе труда также необходимо распределить обязанности. Кроме того, кто-либо из участников может заметить небрежность в работе партнера и выразить ему свои претензии, а последний — свое отношение к ней. И тогда между детьми могут возникать споры, взаимные обиды. Чтобы не допустить дальнейших разногласий, педагог нередко совершает ошибку: он сам распределяет деятельность или прекращает ее. И опять возникает противоречие: либо устранить назревающий конфликт своим волевым решением, либо использовать его в качестве средства передачи детям способов регулирования взаимоотношений (умения согласовывать свои интересы с интересами партнеров, поддерживать их, уступать их желаниям или доказывать справедливость своего замечания, целесообразность высказанного предложения и т. д.). Такие методы позволяют преодолеть противоречие: с одной стороны, не отказываться от организации совместной деятельности детей, а с другой — использовать ее в качестве средства воспитания доброжелательных отношений.

Таким образом, педагогические условия организации деятельности детей содержат в себе противоречия: отсутствие или наличие трудностей в предлагаемом содержании, положительная или отрицательная оценка результатов деятельности и отношения к ней, ликвидация возникающих конфликтных ситуаций путем прямого воздействия педагога на участников совместной деятельности или использование их в качестве средства воспитания способов сотрудничества [10].

Страницы: 1 2 3 4 5


Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Прежде чем отметить вехи становления отечественной системы нравственного воспитания, необходимо определиться с терминологией и понятиями, характерными для него. Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. Воспитание – навыки поведения, ...

Опытная работа по развитию творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами была разработана программа формирующего эксперимента, которая включала в себя создание и реализацию педагогических условий, выдвинутых нами первоначально в гипотезе. Развитие творческих способностей младших школьников на ...

Проект педагогической деятельности по воспитанию культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Предлагаемый педагогический проект может быть реализован на базе дошкольного образовательного учреждения в средней группе с детьми 4-5 летнего дошкольного возраста. Цель проекта – воспитания культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Задачи да ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru