Использование принципа наглядности при изучении различных дисциплин в средней школе

Комплексная педагогика » Использование наглядности при обучении информатике » Использование принципа наглядности при изучении различных дисциплин в средней школе

Страница 1

В качестве конкретного примера рассмотрим роль наглядности в профессии его педагога естественнонаучного направления по специализации «Учитель изо и черчения», т.е. концепцию содержания образования будущего педагога по черчению и графике (начальное, основное среднее (полное) общее образование).

Цель обучения будущего педагога – формирование и развитие у него графической культуры, которую он впоследствии будет воспитывать у своих учеников, развивая их пространственное мышление и творческие возможности. При этом в педагогическом вузе могут использоваться курсы обучения как без применения информационных технологий (дизайн, техническое черчение, начертательная геометрия, инженерная графика), так и с их использованием (компьютерное моделирование, компьютерная графика техническое черчение, начертательная геометрия, полиграфия, анимация, web дизайн и др.). При этом будущие педагоги осваивают методы формально-выразительного мышления, приемы и технологии современной графической культуры. Кроме того, графическая подготовка будущих педагогов обеспечивает условия качественного усвоения других предметов учебного плана. Работа с графикой наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление, очень важное в любом творческом процессе, поскольку любое новое решение обычно предстает перед мысленным взором в виде картин, схем, моделей. В процессе овладения данной дисциплиной также совершенствуется продуктивное и репродуктивное воображение, проявляющееся в создании объемных образов реального мира (конструирование, совершенствование, преобразование и т.д.). Перечисленные интеллектуальные операции носят универсальный характер и могут быть применены в других формах и видах деятельности. Этот предмет способствует созданию пространственного представления большей или меньшей степени обобщенности и схематичности. Развитие же пространственного представления позволяет сформировать у будущих педагогов эффективные способы визуализации информации, что способствует огромной экономии времени. При таком способе работы информация практически одномоментно трансформируется в некоторую обобщенную модель, содержащую необходимые и достаточные элементы для понимания формы, ситуации, явления и др.

Учебные предметы, связанные с формированием наглядности и графической культуры, также активно развивают сенсорные способности учеников. Так, «Черчение» является учебным предметом, в котором интегрируются знания из области начертательной геометрии, метрологии, стандартизации, деталей машин и механизмов, графики и компьютерной графики, проектирования, технического и художественного конструирования, технологии. Интеграция этих направлений осуществляется на основе понимания информационной и технологической сущности каждой из областей знания, общности методов и способов выполнения, чтения, хранения, передачи, преобразования графической информации посредством как традиционных, так и вновь созданных языковых графических систем, понимания, что информация представляется графическими изображениями (рисунками, проекциями, видами, разрезами, течениями, графиками, схемами, графами, наглядными изображениями, техническими рисунками, эскизами и т.д.) .

Содержание учебного предмета «Черчение» базируется на следующих принципиальных положениях:

– необходимость наличия графических знаний и умений для ориентации в информационном пространстве;

– общность целевой направленности методов и способов отображения и преобразования информации;

– использование графических методов для визуализации информации;

– практическая направленность курса на применение полученных графических знаний и умений в различных видах деятельности;

– использование компьютерной поддержки графического проектирования.

Структуру и совокупность знаний, лежащих в основе предмета «Черчение», следует распределить по следующим трем образовательным линиям: «Типы графических изображений», «Графические системы, методы, способы, средства выполнения и чтения графических изображений», «Формообразование. Конструирование. Моделирование». При этом теоретические вопросы рассматриваются на примерах геометрических образов, моделей, промышленных и художественных изделий.

Рассмотрим содержание каждой из вышеназванных образовательных линий предмета «Черчение» более подробно.

«Типы графических изображений»:

1. Рисунок, технический рисунок, пиктограмма, диаграмма, проекция, вид, разрез, сечение, план, фасад, перспективное и аксонометрическое изображения, схемы;

2. Выполнение и чтение графических изображений, проектной документации;

3. Графические системы визуализации информации (изобразительные, знаковые и др.);

4. Графический язык как элемент графической культуры человечества;

Страницы: 1 2 3


Принципы обучения дошкольников
дошкольный учебный обучение готовность Под принципами обучения подразумевается объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения. Принципы лежащее в основе современной теории дошкольного о ...

Методическое обеспечение исследования
1. Методика «Смысловые единицы» Эффективная изучающая методика по созданию мнемических опор разработана К. П. Мальевой (1958). Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со ...

Нравственное воспитание: его содержание у Руссо
В своем "Эмиле" Руссо посвящает нравственному воспитанию огромную главу. Руссо различает "любовь к самому себе" (amour de s'oi) от эгоистического самолюбия (amoure propre). В то время как "любовь к самому себе" - страсть первоначальная, врожденная и, направляемая разум ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru