Учащиеся познают окружающий мир с помощью органов чувств, при этом основными являются слух и зрение. Но и данные каналы получения информации различны по своей пропускной способности. Так, система «ухо – мозг» может пропустить в секунду до 50 бит (единиц информации), пропускная способность зрительного анализатора в 100 раз больше. Не случайно около 90% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения, 9%- с помощью слуха и только 1% – с помощью других органов чувств. Русский физиолог И.П. Павлов открыл так называемый ориентировочный рефлекс, названный рефлексом «Что такое?». Суть его состоит в следующем.
Если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек непроизвольно начинает приглядываться, чтобы понять, «Что это такое?». Внимание приковывается к предмету, на который он смотрит. Кроме того, психологи доказали, что у взрослого человека, слушающего монотонную непрерывную речь, уже через 20 минут ослабевает внимание. Если же речь сопровождается показом каких-то объектов, то в действие наряду со слуховым вступает и зрительный анализатор. Появление перед глазами наглядного образа приковывает внимание слушающих («Что это такое?»), и они начинают лучше воспринимать объяснения. Поэтому человек, только слушая, запоминает 15% речевой информации, только глядя, 25% видимой информации, а слушая и глядя одновременно – 65% преподносимой ему информации. На основании таких особенностей физиологии нервной высшей деятельности и основанной на них психологии человеческого восприятия педагоги и психологи утверждают, что наиболее высокое качество усвоения учащимися информации достигается при сочетании слова учителя и изображения, показываемого с помощью технических средств обучения.
В современной школе значительно расширился арсенал средств обучения, повседневно применяемый учителем в Учебно-воспитательной работе. Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, использования в школе наглядных пособий, соответствующих уровню развития науки и техники. Повышение качества преподавания тесно связано с коренным совершенствованием его методики, что, в свою очередь, зависит от широкого применения учителем комплекса технических средств обучения.
Необходимо использовать различные средства наглядного обучения, чтобы выразительнее, доходчивее донести до учащихся учебный материал. В современной школе, помимо настенных наглядных пособий (карты, таблицы, картины) или объемных (макеты, натуральные образцы, модели, муляжи), а также демонстрации опытов и т.д., широко используют средства обучения, требующие вполне определенных, иногда довольно сложных технических устройств и аппаратов. Учитель должен умело применять наиболее нужное в каждом конкретном случае наглядное пособие.
В понятие «технические средства обучения» (ТСО) чаще всего включают механические, электрические и электронные устройства, которые учитель использует для передачи информации и контроля знаний учащихся. В последние годы ТСО обогатились наиболее современным средством обучения – компьютером. ЭВМ можно использовать на уроках как источник новой учебной информации, как средство иллюстрации учебного материала, зрительную опору для организации самостоятельной деятельности учащихся, средство создания наглядных пособий.
Эргономический подход к созданию наглядных пособий обусловливает необходимость:
– учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организации нервной деятельности, разные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;
– обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с педагогическим программным средством (ППС), доброжелательную и тактичную форму обращения к ученику, возможность неоднократного использования программы в случае неудачной попытки, а также включения в программу игровых ситуаций;
– устанавливать требования к представлению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности ее считывания, к расположению текста на экране («оконное», табличное в виде текста, заполняющего весь экран, и т.д.), режимами работы с педагогическими программными средствами.
Нравственное воспитание: его содержание у Руссо
В своем "Эмиле" Руссо посвящает нравственному воспитанию огромную главу. Руссо различает "любовь к самому себе" (amour de s'oi) от эгоистического самолюбия (amoure propre). В то время как "любовь к самому себе" - страсть первоначальная, врожденная и, направляемая разум ...
Содержание нравственного
воспитания
Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность. «Гуманность» – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личнос ...
Особенности догматического, объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного,
развивающего и модульного обучения
Догматический тип, берущий свое название от догм (догматов), в виде которых представлено осваиваемое учебное содержание, является давней историей образования. Средневековый катехизис, монастырская зубрежка являются классической формой его проявления. Однако рецидивы догматического обучения встречаю ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...