Управление и принципы управления педагогическими системами. Государственный характер управления системой образования

Комплексная педагогика » Педагогика » Управление и принципы управления педагогическими системами. Государственный характер управления системой образования

Страница 14

После распада Римской империи еще некоторое время существовали античные школы грамматики и риторики. Их поддерживали императоры и короли многих западноевропейских государств. К VII в. школы античного типа полностью исчезли, главной причиной этого послужило исчезновение самого античного общества ввиду постоянных войн и все возраставшего количества церковных учебных заведений. Однако, античная культура отразилась практически на всех сторонах жизни населения Западной Европы. Так, новые церковные школы во многом являлись приемниками античного образования, о чем свидетельствует обязательное изучение латыни. Все образованное население Западной Европы активно использовало этот язык для общения и переписки.

V–VII вв. характеризуются сильным упадком в образовании и школьном деле. Существовавшие церковные школы испытывали серьезный недостаток в учениках. Результатом стала безграмотность подавляющего числа людей, в том числе знати.

Значительную роль в возрождении образования сыграл создатель обширной империи Карл Великий (742–814), организовавший учебное заведение при дворе, именуемое академией. Учителями школы были монахи, приглашенные из разных стран Европы. Основной резиденцией академии была столица империи Аахен, однако школа постоянно меняла место нахождения, путешествуя вместе с королевским двором. Учениками академии были в основном дети высших сословий. Ученики изучали грамматику, риторику, диалектику, логику, этику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Карл Великий сделал первые попытки введения обязательного и бесплатного образования. Понимая важность образования для государства и его развития, он всячески поощрял создание и развитие церковных школ, стремился сделать образование доступным всем слоям общества. Однако после смерти Карла

Великого, все достигнутое им в области образования и школьного дела пришло в упадок, академия перестала существовать, церковные школы ослабили свои позиции, но все же еще существовали.

В раннесредневековой Европе существовало два типа церковных школ: епископальные (кафедральные) и монастырские. Создателем первых монастырских школ считается Кассиодор

– настоятель одного из монастырей. Кроме того, церковные школы делились на внутреннюю, в которой готовились служители культа, и внешнюю, где обучали обычных детей высших сословий. Учиться могли только мальчики и юноши. Малые церковные школы, где обучались дети 7-10 лет давали элементарное образование. Здесь один учитель обучал всем дисциплинам, кроме пения. Церковное пение преподавал кантор – специальный учитель. Большие школы, обучавшие выходцев малой, давали более высокий уровень образованности. Кроме учителей, в большой школе был еще циркатор – специальный человек, следивший за порядком и дисциплиной.

Епископальные школы до IX века считались основными, позже, под влиянием конкуренции со стороны монастырских школ и набегов норманнов, они пришли в упадок. В X веке во Франции снова возникла целая сеть епископальных школ, крупнейшие из них находились в Суассоне, Вердене, Реймсе, Шартре, Париже.

Среди монастырских школ особым влиянием на духовную жизнь и образовательную систему пользовались монастырские школы бенедиктинцев, основанные орденом анахоретов. В XIII веке бенидиктинцев обвинили в безнравственности, в результате чего школы, находившиеся под их началом, пришли в упадок. Их место заняли орден капуцинов – францисканцев и орден доминиканцев. В период их главенства в церковных школах изучали в основном Библию и богословскую литературу. Физическое воспитание отсутствовало вовсе. Каникул не было, но для детей устраивались дни веселья, а так же выходными были церковные праздники. Методы воспитания были суровыми и жестокими. Физические наказания дополнялись карцером и лишением пищи. Основная масса церковных школ давала элементарное образование. Школы с повышенным уровнем образования были малочисленны, они обучали по программе семи свободных искусств.

В XII–XV вв. появляются городские школы и университеты. В них давалось преимущественно светское образование. Некоторые из них были женскими. Окончив школу, человек получал звание клирика, что давало ему право стать учителем или священнослужителем. Обучали в таких школах грамоте, счету, латыни детей высших сословий.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19


Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет н ...

Метод наглядности. Его значение в обучении
В данном параграфе автор рассматривает важность наглядного метода в образовании и смысл его в обучении. Наглядные методы обучения являются одними из самых важных факторов в обучении. Эти методы особенно важны ученикам с более выраженной формой визуального восприятия. Эти методы должны преподаваться ...

Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы
Роль школьного курса химии в экологическом образовании обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимость в материальной жизни общества. Перед учителем химии, ведущим природоохранную работу, стоят следующие задачи: · раскрыти ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru