Школа и педагогика в России XVIII в

Комплексная педагогика » Педагогика » Школа и педагогика в России XVIII в

Страница 5

Дальнейшее преобразование среднего обучение происходило под руководством министра просвещения П. Н. Игнатьева в соответствии с Планом реформы средней школы 1916 г. Предполагалось создание единой гимназии с элементами профилирующих направлений и учетом национальности учащихся. План не удался в связи с отстранением Игнатьева с поста министра.

В период с 1908 по 1914 гг. среднее образование подверглось давлению со стороны реакции: было урезано школьное самоуправление, усилен государственный контроль.

В начале XX века возникли экспериментальные учебно-воспитательные заведения по образцу «Западных школ». Они способствовали возрождению образовательной системы среднего уровня. Появлялись пилотные школы среднего образования, вводившие сотрудническую систему обучения, школьное самоуправление. В Москве появились нетрадиционные учебно-воспитательные заведения, где развивались и применялись новые педагогические технологии, заимствованные из западноевропейского опыта. Открывались сельские гимназии, учитывающие в программе обучения необходимость сельскохозяйственной направленности.

Важным нововведением в систему начального и среднего образования было профессиональное и техническое обучение. В начальной школе это новшество проявилось в форме уроков ручного труда. В сфере среднего образования открывались ремесленные и низшие технические училища. Перед началом первой мировой войны профессиональное и техническое обучение плотно укрепилось в системе среднего образования.

В системе высшего образования произошли в основном количественные изменения. Значительно увеличилось число студентов и доля женщин среди них. Во многих провинциях, в том числе в Саратове, открывались университеты. С другой стороны, по причине политических противоречий относительно организации высшего образования, была урезана стипендия, почти отменена автономия университетов. Все эти и другие изменения вызвали волнения в студенческой среде, которые в полной мере проявились в революции 1905 года. В результате были приняты Временные правила, согласно которым университеты и студенты получили требуемые права и свободы. Однако реакция 1908 г. ввергла университетскую среду в еще большие лишения и запреты. Протесты студентов жестко пресекались, производились массовые аресты и высылки из Москвы.

Положение исправило Временное правительство 1917 г., приступив к демократизации университетов.

Начало первой мировой войны повлекло за собой кризис образовательной системы России.

В первой половине XX в. наблюдается значительный сдвиг в развитии педагогической науки и школ всего мира. Система образования подверглась качественным и количественным изменениям с целью приблизить уровень образованности общества к достижениям в науке, технике и культуре рассматриваемого времени. Во многом менялся подход к обучению и воспитанию, он стал иметь более гуманистическую направленность. Отвергалось гербартианство, спенсерианство. Повышалась роль педагога в учебно-воспитательном процессе. В начале XX в. в борьбу вступает традиционная и новая или реформаторская педагогики. Традиционная педагогика рассматривала учебно-воспитательный процесс с позиций религии, философии и социального различия. Новая педагогика отводила решающую роль индивидуальным особенностям личности, в том числе врожденным. Педагогические направления реформаторской педагогики содержат идеи свободного воспитания, экспериментальную педагогику, прагматистскую педагогику, педагогику личности, функциональную педагогику, воспитание посредством искусства, трудовое обучение и воспитание и т. д.

В результате возникновения подобных направлений претерпели значительные изменения школы начального и среднего уровней. Во многих ведущих зарубежных странах продвинулись и воплотились идеи обязательного бесплатного образования. При этом сохранились частные школы и право высших слоев общества на более высокий уровень образования. Существовало две модели управления школой: централизованная и децентрализованная. Повысился уровень интеллектуальной составляющей образования.

Бесплатное общее образование в разных странах мира находило свое выражение и имело свою специфику. Например, в Англии бесплатно учились дети до 14 лет, при этом начальная школа обучала детей до 11 лет, а средняя – до 17. Средние учебные заведения Англии представлены грамматической, современной и центральной школами, а так же публичными школами, являющимися элитарными. По окончании средней ступени образования поступить в высшее учебное заведение могли лишь выпускники грамматических и публичных школ. Создавались так же экспериментальные новые школы, в которых старались учитывать особенности детской психики, уделяли большое внимание трудовому воспитанию, индивидуальным интересам ребенка, сотрудничеству. В Англии такая школа открылась в 1889 году в сельской местности Абботсхольм. Позже открывались другие школы такого же образца. В 1893 г. по примеру Абботсхольма была открыта Бидельская новая школа, которая впервые совместила обучение девочек и мальчиков в рамках средней ступени образования. Новая школа в Саммерхилле имела лозунг «абсолютная свобода», которая заключалась в выборе учеником предметов и факультативов для изучения. Имело место школьное самоуправление. Одно из наиболее известных учебных заведений начального типа была школа в Бикон-Хилле, открытая Бертраном Расселом в 1927 г. Эта школа отличалась более насыщенной программой, по сравнению с обычной начальной школой, большое внимание уделялось трудовому воспитанию, применялись методы стимулирования активности учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Опытно-экспериментальное исследование одаренности
Цель экспериментального исследования, проведенного в 2000 – 2001 гг. заключалось в том, чтобы определить интеллектуальные, творческие и личностные особенности участников областного тура «Юные интеллектуалы Среднего Урала» (экспериментальная группа), также сравнить их, по аналогичным показателям, с ...

Основные принципы разработки презентации по изобразительному искусству
Весь урок, по мнению автора, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке. Необходимо так установить технику, чтобы она не мешала свободному перемещению учеников и учителя и не исключала во ...

Группы знаний и умений по развитию связной речи
Среди рассматриваемых знаний и умений можно выделить две группы: 1. Общие для устной и письменной речи коммуникативные знания и умения. 2. Коммуникативные знания и умения: а) характерные для письменной речи; б) специфические для устной речи. Рассмотрим знания и умения внутри каждой из указанных гру ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru