Социальная сущность игры

Страница 1

Естественноисторической основой возникновения и развития игры является труд.

В первоначальном виде игры являлись частью синкретического искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека. Они были неразделимы с пением, танцами, музыкой.

По мере совершенствования орудий производства, с развитием языка, мышления игры выделяются в самостоятельный вид деятельности, становятся богаче по своему содержанию, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые, более сложные действия. Но еще часто сопутствуют игре другие виды искусства - пение, музыка, элемент театрального искусства. Они отражены главным образом в народных играх-хороводах, которые сочетаются с пением, танцами и в которых изображается тот или другой вид ручного труда.

Выделившись в относительно самостоятельный вид деятельности, игры всегда определялись укладом жизни общества, что отражалось не только на их содержании, но и на задачах их использования в целях воспитания детей в соответствии с законами данного общества.

В период развитого социалистического общества роль игры и место ее в воспитании подрастающего поколения возрастает, так как она способствует улучшению идеологической работы с подрастающим поколением, является активным средством идеологического воздействия в детском возрасте.

Одним из первых сделал попытку материалистически обосновать происхождение игры Г.В. Плеханов. Он вскрыл корни происхождения игры, оспаривая положение Бюхера, что игра старше труда [7, с. 40].

Г.В. Плеханов считал, что унаследованные инстинкты в воспитании человека играют значительно меньшую роль, чем у животного.

Правильно определив генезис игры в жизни общества, Г.В. Плеханов допустил в своей работе методологическую ошибку: он считал, что содержание игр определяется утилитарной деятельностью, как у животного, так и у человека. Делая такой вывод, он игнорировал качественную разницу между зоологической деятельностью животного и исторически развивающейся игрой человека, составляющей исключительное достояние человека.

Одной из первых дала марксистское определение педагогики игры Н.К. Крупская.

Н.К. Крупская отмечала огромное воспитательное значение игры, отражение в ней окружающей действительности.

Если Г.В. Плеханов ограничивался материалистической трактовкой формулировки «игра есть дитя труда», сведя игру к подражанию деятельности взрослых, то Н.К. Крупская выявила более широкие связи игры с жизнью - игра отражает также и идеологическую сторону общественной жизни, классовые противоречия в ней.

Н.К. Крупская показала, как велико воздействие на игру взрослых. Она выявила двойственность социальной природы игры: сочетание вольного, стихийного и педагогически организованного начала.

Н.К. Крупская считает, что игра имеет большое познавательное и развивающее значение, что сближает ее с учением и трудом. Однако у нее есть специфическое отличие от всех других видов деятельности. Игра - это всегда свободное применение своих сил и своего творчества, даже в рамках установленных правил [8, с. 130].

Педагогическое руководство должно быть научно обоснованным. Необходимо использовать все многообразие игровых форм.

Страницы: 1 2 3


Двусторонний характер процесса воспитания. Школьник как субъект и объект воспитания. Критерии воспитанности личности ученика
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель – формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания – эффективное сотрудничест ...

Сущность интеллектуальной готовности к школе, ее критерии
Когда речь идет об умственном развитии и его уровне, то обращают внимание на совокупность знаний, умений и освоенных действий, которые, собственно, и сформировались в процессе приобретения этих знаний и умений. Это наличное достояние создает базу для усвоения новых знаний я умений, возникновения и ...

Нравственное воспитание
Конструктивная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Детское творчество имеет общественную направленность. Ребенок строит постройки не только для себя, но и для окружающих. ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru