Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных обрядов и праздников

Комплексная педагогика » Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников » Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных обрядов и праздников

Страница 1

Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существуют различные подходы к классификации методов воспитания. С.А. Козлова утверждала, что для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Согласно этому основанию выделяют три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).

Выделяют две группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного;

- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения;

- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;

- методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие – большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

- проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться;

- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и может быть не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;

- преобладающим в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия;

- методы применяются не изолировано, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст.

Проведение праздника требует серьезной подготовки воспитателя и музыкального работника. Каждый праздник готовится сначала фрагментарно с небольшими группами детей на занятиях по разным разделам программы народоведческой направленности. Приобщаются к подготовке праздников и родители.

Эмоциональное общение воспитателя и родителей с детьми накануне праздников помогает вызвать и поддерживать интерес к его содержанию, глубже осмыслить сообщаемый материал, подойти к морально-эстетичным выводам и определиться в отношении к нему, то есть заложить основы моральных представлений и чувств. Занятия по народоведению проводятся систематически во всех возрастных группах (начиная с четвертого года жизни). Воспитатель имеет возможность сформировать у детей конкретные, четкие и доступные по содержанию представления о том или другом событии, которое является основой праздника или досуга. На занятиях воспитатель учит детей видеть и понимать его важность, исторические предпосылки возникновения и элемент современной интерпретации, дает широкий диапазон вариантности события с учетом региональных и этнических особенностей края, народа. Такую по содержанию работу воспитатель планирует в основном вместе с музыкальным работником в старших возрастных группах. Музыкальное сопровождение, ритмично-хореографические элементы как средства искусства учат детей видеть красоту, например, веснянки как песни, как хоровода, как игры, как театрализованного праздника, которое имеет глубокие исторические корни и неповторимый современный колорит и богатство.

Страницы: 1 2 3 4 5


Общая характеристика Чебаркульского профессионального училища
Экспериментальное изучение процесса развития познавательного интереса при использовании компьютерной техники осуществлялось на базе Чебаркульского профессионального училища Обучение студентов осуществляют высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения: 64% имеют высшую и ...

Приблизительная структура урока с использованием ИТ
Урок объяснения нового материала. 1) актуализация знаний; 2) объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и компакт-диск); 3) первоначальное закрепление; 4) подведение итогов. Урок контроля и проверки знаний. 1) творческая работа (индивидуально или по групп ...

Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; - воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого пот ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru